"ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ" - "КАПИТАЛ" ****

"Никитин". Релиз диска состоялся в мае.
"Ляписы" постоянно ускользали от классификаций и группировок. Слушателей "Нашего радио" они раздражали сиротски-дворовыми интонациями — идейным рокерам казалось, что группа незаслуженно примазывается к рок-идее. Ряд поп-хитов Сергея Михалка прозвучал в бешеной ротации на самых коммерческих радиостанциях, однако после этого "Ляпис Трубецкой" не пал в объятья попсы, а продолжил гнуть свою линию. Драма (для слушателей, не для группы) заключалась в том, что изгибы этой линии мало кто понимал. Команда могла петь жалобный шансон, могла остроумничать в перепевках диско-шлягеров 70-х, изображать белорусских Бивиса и Батт-Хеда в мультсериале "Саша и Сирожа" или вдруг выдавать рок-боевики, но никогда не объясняла, а к чему это все, собственно. Можно предположить, что все эти годы она работала для тех, кому и объяснять не надо — для людей, помнящих театр "Бамбуки" и прочую студенческую самодеятельность, из которой вышел весь "Ляпис Трубецкой". Оставалось либо принять как есть и радоваться отдельным крутым песням, либо ругаться на "ЛТ" как на непостижимое явление.
Между тем, сегодня команда оказалась на крайне интересном (даже для того, кто ни бельмеса в их творчестве по-прежнему не понимает) этапе своего развития. Звезды тоталитарной Белоруссии внезапно оказались на переднем крае независимой русскоязычной музыки. Плевать на эфиры и ротации, когда твой антиполиткорректный клип ("Капитал") два месяца обсуждают лучшие люди, прописавшиеся в Интернете. От группы, когда-то прославившейся строкой "ты Роксана, я Бабаян", явно не ожидали такой наглости. Диск "Капитал" мгновенно перешел в разряд ожидающихся с большим любопытством и по выходу не разочаровал ожидающих. Возможно, пословица "в здоровом теле — здоровый дух" не очень применима к музыке, но в случае с "ляписами" она неожиданно сработала на все сто: Михалок похудел, подкачался и выглядит теперь резким и опасным парнем, а не эмо-тюфяком, как раньше. Таким же выглядит и этот 35-минутный альбом: быстрый, борзый, звенящий и дудящий, жесткий, нахальный, хулиганский, "эй, прохожий, проходи, эх, пока не получил"-диск, "не нравится — не слушай, а то станешь боксерской грушей"-пластинка. Звучащие здесь песни неоднородны, и "сиротливая дворовость" тоже встречается, но уже не вызывает у слушателя жалости и досады, воспринимаясь скорее арт-экспериментами крайне уверенных в себе музыкантов. Слово "жопа" попадается в тексте неоднократно и везде смотрится вполне органично, а не просто для оживления восприятия. Кстати, почти пропал контраст между двумя вокалистами — "ерником" Михалком и "красавчиком" Павлом Булатниковым: Сергей стал петь увереннее, а Паша здорово оттеняет лидера группы в "героических" моментах.
Кроме монументального "Капитала", который хорош и сам по себе, без клипа, нужно обязательно обратить внимание еще на несколько треков. "Золотая антилопа", "Собаки" и "Харэ" в разном ключе повествуют о житье-бытье музыкантов — остроумно и цинично. "Гойко Митич" - на самом деле зарисовка о прощании с детством, но с очень жестким подходом. "Андрюша" - песня про боксера-гея, "Рамонки" - напоминание о коммерчески успешных треках типа "Ау", даром что исполняется на смеси русского с белорусским. Ну а "Керчь-2" - просто-таки отличный вклад "Ляписа Трубецкого" в актуальную разговорную речь: с помощью фразы "Ты был в Керчи? Не был — так молчи" уже беззлобно переругиваются блоггеры в ЖЖ.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости