"УНДЕРВУД" - "ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА" ***
Владимир Ткаченко и Максим Кучеренко расстались с компанией "Снегири" и после значительной паузы вернулись с новым альбомом, который на сей раз выпущен без продюсерского участия Олега Нестерова. Группу "Ундервуд" за это время успели забыть, что лишний раз подтверждает элитарный характер их творчества. То есть те поклонники, у которых в зобу дыханье спирало от ткаченко-кучеренковских чувства юмора, особенностей стихосложения и постмодернистских игр с мелодиями, конечно, "Ундервуд" не позабыли и с нетерпением ждали новую пластинку, ахая над курсировавшими преувеличенно ужасными слухами: "Вчера встретил Макса в метро, говорил, что дела плохи — Нестеров не отпускает, жрать нечего!". Ну а те, для кого "Ундервуд" - это "Гагарин, я вас любила!", пожалуй, и вовсе не заметили отсутствия группы на, хм, рок-небосклоне. Признаться, с выходом "Опиума для народа" ничего не меняется: нового "Гагарина" здесь нет, массовая популярность "Ундервуду" не грозит в связи с их интеллектуальностью (что называется, "умище-то куда девать"), а лавры воспетого свободной прессой независимого проекта им опять-таки не грозят ввиду непрекращающихся попыток присоединиться к поп-рок-мейнстриму. Это противоречие стало уже фирменным знаком группы, и в новом альбоме нет никаких намеков на то, что оно преодолено или будет преодолено. Кстати, и все усилия Максима и Владимира придать аранжировкам большую глубину и затейливость вряд ли будут оценены по достоинству, ибо на тексты и мотивы количество задействованных инструментов не влияет никак. Слушателю остается расслабиться и постараться получить удовольствие от того, что есть, не стремясь загнать "Ундервуд" в какие-то рамки. В конце концов их ироничности хватило бы на несколько пластинок, что уже неплохо.
"Эй, метелка, покажи свою смешную щелку" - на первый взгляд, такое вступление достойно какой-нибудь гопнической группы, но нет: это широко улыбающийся "Ундервуд" запевает свою песнь о фотомоделях "90-60-90" (щелка, кстати, между зубами, если что). Фотомоделям вообще "везет" на "Опиуме для народа", под которым подразумевается, между прочим, "гламуризация" общества: есть еще трек "Я не сплю с фотомоделями", где заглавный рефрен сопровождается убийственным приговором "и это принципиально". Песня "Моя любовь" записана совместно с "Би-2": кое-что она взяла из одноименного произведения Левы и Шуры, а Макс и Вова, как водится, отвечают за пересмешничество и прочие кощунства — дело доходит даже до читки рэпа. Когда "Ундервуд" чуть отвлекается от прихотливых рифм и уделяет больше внимания мелодии, группа становится похожей на "Несчастный случай" образца их сборника лучших песен "Самый сок". Такова композиция "Вечный полдень", в припеве которой наши герои отважно взрыхляют еще один пласт, цитируя мелодию из… заставки передачи "В гостях у сказки" (да, для прослушивания их альбомов, пожалуй, стоит ввести и возрастной ценз). Весьма мил трек "Рок-н-ролльный возраст Христа" - причем в большей степени с мелодической точки зрения: тут и заявленный рок-н-ролл, и серф, и уютное кинобуги 60-х. Еще одна красивая песня — "Как звали парня?": здесь стихи и мелодия наконец-то достойны друг друга. Из других нечаянных радостей "Опиума для народа" можно отметить припев, состоящий из формулы "е равно эм сэ квадрат", вкрадчивый гедонистский гимн "Хонки-Донки" ("Гости съехались на дачу"), чудесные строчки "мокрый снег, простуда, герпес, я целую, а ты терпишь" из песни "Герпес", где миленький шестидесятнический мотив противоречит аптечной какой-то тематике. Что касается социального высказывания на грани приговора, то эту функцию выполняет песни "Товары и услуги": "Дорогая, я купил тебе х…ню" - чем не универсальный слоган общества потребления? Тем более что исполняется он на лучезарную мелодию-гибрид из цоевской "Когда твоя девушка больна" и улыбчивого советского серфа.
Алексей Мажаев, InterMedia