"А-СТУДИО" - "905" ***
Жила была в Алма-Ате группа "А-Студио". Сначала она называлась "Алма-Ата Студио", но потом их демо-кассету услышала Алла Пугачева, пригласила музыкантов в свой так и оставшийся виртуальным Театр песни и сократила название до загадочного "А". Было это около двадцати лет назад. Байгали, Батырхан, Баглан и примкнувший к ним Владимир перебрались в Москву и прижились здесь со своей интеллигентной, по восточному сдержанной поп-музыкой. За исключением не таких уж частых хитов, песни "А-Студио" можно было причислить к лаунжу — потому что музыканты умели играть нераздражающе, вкрадчиво, создавая уютный прифанкованный фон. Примечательно, что за двадцать лет отцы-основатели группы практически не изменились внешне. Как, собственно, и их музыка. Все перемены в творчестве и биографии коллектива были связаны исключительно с внешними раздражителями, форс-мажорами непреодолимой силы. Сначала на вольные хлеба ушел Батырхан Шукенов — и, несмотря на большие перспективы, прогадал. Незадолго до выхода дебютного сольного альбома Батыр рассорился с продюсером Эриком Чантурия — после чего диск, который должен был стать локомотивом карьеры, так и не увидел свет. Попытки г-на Шукенова таки продвинуть себя сольного продолжаются уже давно, и без видимых достижений. Оставшиеся сдержанные восточные парни неожиданно взяли вокалистку Полину Озерных, которой придумали звучный псевдоним Гриффит (правда, писали его вопреки правилам транскрибирования почему-то Гриффис). Гибкая Полина несколько оживила саунд "А-Студио", но вскоре и сама отправилась вслед за Шукеновым (и примерно с тем же успехом). Некоторое время в группе пел гитарист Баглан Садвакасов, чей вокал был ненамного хуже батыровского, но затем Байгали Серкебаев и Владимир Миклошич пригласили певицу Кетеван Топурия, чей грузинский темперамент явно перекрывал темперамент всех остальных участников группы, вместе взятых. Мужчины "А-Студио", пожалуй, не скрывали своего удивления, начиная работать с Кэти, которая к фоновой прифанкованной эстраде добавила страстного ар-эн-би негритянского толка, тем не менее подоспевшие хиты типа "Улетаю" подтвердили жизнеспособность этого тандема. В прошлом году в автокатастрофе погиб Баглан, и его заменил сначала сын Тамерлан Садвакасов, а затем Федор Досумов. На звучании эти вынужденные перестановки отразились меньше, чем приход Кетеван Топурия.
Кэти ведь оказалась не просто приглашенной вокалисткой, но и яркой светской персоной. О ее романах и похождениях то и дело сообщают желтые издания. Выдумывают или нет, не важно — главное, что про "А-Студио" сейчас пишут в таких изданиях, которые не могли заинтересоваться их неброской музыкой. Это новое двойственное состояние начало отражаться и на песнях, что наглядно подтверждает свежий альбом "905". Здесь есть вполне традиционные для "А-Студио" мелодии и аранжировки ("Любовь накрывает", "Сердце между двух огней", "Пальто"), где Кетеван старается соответствовать шелестящим серкебаевским стандартам. Но появляются уже песни, которые рождаются будто бы против воли музыкального продюсера и основного автора коллектива, которые перетягивают одеяло на яркую и непредсказуемую солистку. Так, лучший трек альбома "Почему?" вообще не принадлежит перу Байгали Серкебаева, а в не менее запоминающемся номере "Душа" один из композиторов Серкебаев будто бы наступает на горло собственной песне. Грубо говоря, если во все предыдущие композиции "А-Студио" можно было легко подставить вокал Батырхана Шукенова, то теперь с этим возникают проблемы: Кэти Топурия уводит группу в другую степь. От неожиданной встречи с новым форс-мажором старожилы Байгали и Владимир подрастерялись и довольно странно определили потенциальные радиохиты альбома "905". На эту роль почему-то выдвинуты "Бегу к тебе" и "Еще люблю" - явно не самые сильные вещи альбома. Однако они звучат чуть более традиционно для "А-Студио" - может, в этом все и дело? Яркие песни нестандартной вокалистке петь позволено, но на их раскрутку она рассчитывать пока не может. Как бы в сложившихся условиях она тоже не задумалась о сольном проекте.
Алексей Мажаев, InterMedia