"АНГЕЛ": ДЕВУШКА ИЗ РАЯ *****
Юная англичанка Энджел Деверелл (Гараи) на пороге ХХ века твердо знала, что станет знаменитой писательницей. Девушку не смущало ни отсутствие образования, ни насмешки учителей и одноклассников, ни полнейшее непонимание мамаши, тихой владелицы бакалейной лавки в провинциальном городке. Амбициозная и эксцентричная Энджел посылает школу ко всем чертям, исписывает тетрадки четким почерком, и спустя короткое время романтический роман "Леди Ирания" отправляется покорять лондонские издательства. И вот, о чудо, скоро сама девушка едет в Лондон на встречу с издателем (Нил), который, будучи абсолютно заворожен черногривой дикаркой, соглашается напечатать ее опус без единой правки. Пускай на страницах ее романа шампанское открывают штопором, а при родах выливаются пинты крови, старый коммерсант грамотно уловил коньюктуру: Энджел Деверелл становится гиперпопулярной, приобретает соседское поместье "Парадиз", куда ходила прибираться ее немолодая тетушка, и начинает крутить голову бедному, но талантливому и привлекательному художнику. Куда менее радушно настроена жена издателя (Рэмплинг) — своей дерзостью Энджел напоминает юного Рембо, явившегося в Париж в фильме Агнешки Холланд "Полное затмение", только куда более истеричного. Однако романы с фразочками типа "Ее бледные веки затрепетали на больших голубых глазах" пользуются большим спросом, художник отвечает взаимностью и, казалось бы, ничто не сможет омрачить последующего кукольного счастья в окружении мужа, любимых кошек, верного пса и влюбленной секретарши-золовки. Когда в иллюзорный, карамельный мир Энджел входит война, ситуация меняется.
"Ангел" - пожалуй, самое удивительное творение последних лет, говорящее о том, что невозможное возможно. И если допустить, что верна общепринятая трактовка, что все происходящее только греза, роман, рожденный пылким воображением бедной провинциалки, эта история только выигрывает. Экранизируя книжку английской писательницы с говорящим именем Элизабет Тейлор, Озон мастерски стилизует свой фильм под великую "пошлость" мелодрам прошлого и одновременно поет жутковатый гимн женскому роману. Невозможно провести грань между жестокой сатирой образа Энджел и невольным, странным восхищением режиссера своей героиней. В этом и кроется тайна этой чрезвычайно фактурной ленты, которая, живописуя вопиющую безвкусицу и падение нравов, сама становится подлинным произведением искусства. И Озона,
и Энджел прежде всего интересует красот, и этой самой лакированной, нереальной, как фантазии впечатлительной девы, красоте в "Ангеле" отводится почетное место. Лишь иногда покров падает, а за ним — мрак, жуть и преисподняя, но и от этого можно укрыться в сладком мираже. Главная мысль фильма - до какой немыслимой грани можно дойти, полностью игнорируя реальность. И тем более интересен вынесенный вердикт: хрустальный замок серебряных слез, куда поместила себя Энджел, не разбивается стальными брызгами о суровую действительность, но воспаряет вместе с героиней на небеса. Пусть скрипят ворота под старой вывеской "Парадиз" - ангелы должны оставаться в раю.
Анастасия Белокурова, InterMedia