"СВОДИ МЕНЯ НА МАТЧ": ЗОЛОТО ДРЕВНИХ ИННИНГОВ ****
"Нэнси Келли без ума от бейсбола, нет игрока, с кем она не знакома", - поют в начале фильма Фрэнки и Джинни. Невозможно представить себе более неподходящей темы для мюзикла, чем традиционная забава американцев, правила и суть которой непостижимы для жителей прочих частей суши. И тем не менее... О’Брайан (Келли) и Райан (Синатра), игроки защиты, наивно метящие в чемпионы мира живчики-попрыгунчики в полосатых костюмах, слишком романтичны для того, чтобы долго концентрироваться на чем-то одном. Они в равной мере одержимы бейсболом и водевилем, мечтами о шоу-бизнесе: "Мне подавай большую постановку. 50 девочек или даже 100". И водевиль не заставил себя долго ждать. В тот момент, когда выяснилось, что перехвативший в свои руки славную команду "Волки" таинственный мистер Хиггинс на самом-то деле - юная красавица Кэтрин Хиггинс (русалка Эстер Уильямс, королева водных феерий), парни поняли, что пропали. Тут же нарисовалась и другая мадемуазель, Ширли (Гаррет), также знающая толк в замороченной игре. Часто ли вам приходилось видеть даму в кринолине, ловко отбивающую подачи массивной битой? Вот и наши герои оказались очарованы. Последовала извечная цепь недоразумений, ревности и интриг. Прибавьте сюда еще и акул от большого спорта, грязными лапами пытающихся нарушить чистоту состязания, - и любовно-комедийное блюдо, приправленное танцами и цепляющими до ломоты в висках мелодиями (включая знаменитую "Yes Indeed", которую впоследствии пели все - от Мэрилин Монро до Джулии Лондон), можно подавать на стол. Все проблемы должен разрешить итоговый матч с "Индейцами". И, одержав победу, танцоры и танцовщицы наконец-то смогут объединиться в финальном номере: "Наш дуэт превратился в квартет, и мы видим хэппи-энд". Занавес опускается. Что было дальше с этими героями, остается только догадываться.
Басби Беркли (в программе присутствует и еще один его фильм, не менее знаменитая лента "Для меня и моей подружки" с Джуди Гарланд) на свой страх и риск создавший всю эту диковатую и напрочь лишенную постмодернизма эстетику еще в 30-х на студии братьев Уорнер, хитро смешал в своей ленте мифологию страйков, иннингов, фолов, номерных баз, поцелуев и серенад: "Объятия? Да, вы правы, это уже не о бейсболе". Совершенно невозможная хореография Джина Келли и Стэнли Донена — последний позже снискал себе славу классика рафинированного детектива ("Шарада", "Арабеска") - до забавности отточена, до отточенности забавна. Но не меньшее впечатление до сих пор производят и отношения внутри любовного квадрата, выраженные в диалогах. Фильм останется в вечности хотя бы из-за одной фразы: "В последнее время я много думаю о смерти и о девушках"; в ней, словно в капле слезы, отражается все полное собрание киносочинений Вуди Аллена. В наш подлый век немногие, думаю, смогут воспринять канонический мюзикл всем сердцем - поезд, погромыхивая проржавевшими шестернями и стыками, ушел полвека назад. Стоит отметить, что особенно нереально погрузиться в этот радостный праздник в обстановке ММКФ с его повальным хамством, тотальными шмонами, техническими неполадками и суетной неразберихой. Что, понятное дело, абсолютно не отменяет вечной ценности искусства той эпохи, когда не то что рок-н-ролл - даже твист никому не приснился бы и в кошмаре. Золотые россыпи прошлого. Те самые, которые так любила слепенькая чешка Сельма, прекрасная Бьорк из горького и жестокого мюзикла новых времен.
Борис Белокуров, InterMedia