"ПУТИНА": ЕСТЬ В ОЗЕРЕ ПСКОВСКОМ ТРИ ОСТРОВА ЧУДНЫХ
"Три острова чудных" - так характеризует древнерусская летопись Талабский архипелаг, где происходит действие последнего фильма Валерия Огородникова. С тех пор, как остров Талавск переименовали в честь убитого белогвардейцами революционера Якова Залита, да так и забыли переименовать обратно в новые времена, дела, здесь творящиеся, не стали менее чудными. Маша (Ильющенко) жила с крепким вдовцом Петром (Семак), да замуж собралась за влюбленного в нее молодого рыбака Ивана (Титов). На озере начинается путина, жених уходит с товарищами на лов рыбы. А Маша отправляется в церковь, общается со спивающейся матерью Петра, которая любила свою бывшую невестку и во всех бедах сына винит его молодую сожительницу. Два года назад Петра посадили за браконьерство. И вот он приезжает на не вполне законную побывку прямо в канун Машиной свадьбы, узнает, что она ждет от него ребенка (на восьмом месяце уже), и понимает, что жить без нее - не может.
Картина живописует быт глубокой, застывшей в безвременье, отрезанной от мира бесконечной водной гладью русской провинции с гиперреализмом, доходящим до неестественности. История Маши, которая любила, да так и не вышла замуж, производит пугающе тягостное впечатление, хотя ничего ужасного, собственно, не происходит. И сюжет, и стилистика этой драмы - как бы "Свадьба" Лунгина наоборот, но, хотя отрицательных героев здесь нет вообще, все их благие намерения ведут в ад. Какой ад, за что он им, что вообще происходит - совершенно неясно, и это пугает, как всякая инфернальная неизвестность. Получился своеобразный "Дагон" (Стюарт Гордон), каким его мог бы снять некий русский Кустурица на неприкаянных просторах холодного, мутного озера. На Кустурицу, собственно, здесь содержатся прямые отсылки - от чудаковатых до абсурдности местных жителей (их сыграли и озвучили реальные жители Залита) до нелепого "надежды маленького оркестрика", разухабисто и безумно исполняющего "Besa Me Mucho" на деревенской свадьбе.
К сожалению, что же хотел сказать Валерий Огородников этим фильмом, мы никогда не узнаем. Режиссер скончался после тяжелой скоротечной болезни 1 июля 2006 года, не успев завершить свою "Путину". Ее смысл так же загадочно исчезает для зрителя, как и Маша, которая в финале корчится в схватках на дне заливаемой водой черной лодки и буквально растворяется на поверхности воды. Когда мгновение спустя мы увидим озеро и остров с высоты птичьего полета, окажется, что волны бегут в неестественном обратном направлении, прочь от берега.
Не очень понятно и другое - как оценивать фильм умершего режиссера, им, по сути, не законченный. Неизвестно, что решит делать в данной ситуации жюри XXIX ММКФ. Автор же данной рецензии просит считать ее официальной просьбой к редактору не ставить, в виде исключения, никаких "звездочек".
Борис Гришин, InterMedia