РОМАН ТРАХТЕНБЕРГ — "ГАСТРОЛЕР" ***
Похоже, Роман Львович Трахтенберг осознал, что вряд ли войдет в историю как шоумен. Ибо для нее, для истории, очень сложно сформулировать, в чем же заключается искусство Романа Львовича. Слишком уж оно, его искусство, так сказать, сиюминутно. Прелесть соленого анекдота, уместного в компании пьяных (то есть, простите, "отдыхающих") новых русских, довольно сложно понять в других обстоятельствах. Да, собственно, и все попытки Трахтенберга сделать телеверсию своей стенд-ап-комедии если и не терпели полный крах, то вызывали главным образом недоумение. Поэтому в историю Роман Львович решил зайти с другой стороны. "Гастролер" - уже третья изданная книжка Трахтенберга, а таким количеством выпущенных изданий мог похвастаться не всякий член Союза писателей. Как обладатель синего диплома инженера-технолога полиграфического производства подтверждаю, что это действительно книги, а не какие-нибудь там брошюры в мягкой обложке и на хлипком КБС (клеевое-бесшвейное скрепление). Нет, несмотря на маленький формат 76х108 1/32, здесь есть переплет, настоящая обложка и даже цветные вклейки, да и скреплено всЈ по уму. С точки зрения полиграфической науки, Трахтенберг точно писатель!
А вот литературоведы вряд ли будут столь же доброжелательны к автору. Пишет он исключительно о себе, язык повествования довольно специфический и весьма напоминающий разговорную речь — недаром Трахтенберг почти никогда не может справиться с искушением вставить сочный матерный оборот. Первая книга "Путь самца" рассказывала о сложных (в своем многообразии) отношениях сексуального гиганта Романа Львовича с дамами. Во второй "Вы хотите стать звездой?" он взялся учить читателя шоу-бизнесу на примере собственной скромной отрасли. В третью, по идее, могли войти байки, не поместившиеся в первые два тома, однако здесь Трахтенбергу удалось читателя слегка удивить. "Гастролер" датирован 1995 (!) годом и рассказывает о двухлетней (!!) работе Романа Львовича в качестве дайвмастера на одном из африканских курортов. Все события излагаются в строгой последовательности, и по идее "Гастролер" метит в нишу плутовских романов о еврее, ловко делающем свой гешефт среди ментально чуждых аборигенов. Однако читатель "прохиндиады" Трахтенберга постоянно спотыкается в поисках ответа на главный вопрос: это автобиография или вымысел? Если автор пишет про себя, откуда взялись фантастические сюжетные ходы вроде загрузки пьяного героя в самолет и отправки его в страну Нубию, а также концерта перед нубийским королем ради возвращения на Родину? Программа-минимум героя — выжить в Халаибе и заработать на обратный билет. Обжившись и наладив успешный бизнес, он тем не менее почему-то копит на этот несчастный билет целых два года — господи, ну сколько стоит долететь до Москвы от Красного моря? Не две же тысячи долларов? Если же фабулу автор сочинил, то почему так мало захватывающих приключений и откуда столько физиологических подробностей вроде последствий отравления и описания отправления большой нужды в дайверском костюме? Ну и вообще — лирический герой исключительно похож на самовлюбленного и неунывающего шоумена Трахтенберга, каким мы его узнали по предыдущим книгам, к тому же носит его имя, отчество и фамилию. Самовлюбленный шоумен в авторе никогда и не засыпал — поэтому вместо дайверской саги или там очерков африканского быта читатель получает традиционный и просторечный набор анекдотов, баек и горделивых рассказов о том, какую находчивость Роман Трахтенберг проявлял в сложных ситуациях.
Ответить же на вопрос, правда или вымысел, поможет атлас мира. Страны Нубии на карте Африки не существует — так называется область в Египте, центром которой является описанный в книге Халаиб. Если местность превратилась в государство, значит, и месяц купания в море вполне мог в умелых руках превратиться в два года профессионального дайвинга. Какие-то реальные события определенно послужили толчком для создания этой книги — но и приврал Роман Львович некисло, хотя и, как ни странно, не особенно вдохновенно.
Алексей Мажаев, InterMedia