"КАЛИНОВ МОСТ" — "ЛЕДЯНОЙ ПОХОД" **
Довольно неприятно наблюдать за превращением былых титанов в собственную тень. Статус толкает их на мудро-эпическое высказывание, но вместо связной речи все чаще вырывается лишь невнятное бормотание. При этом по форме оно вполне может быть громоподобным и резким, но по сути — лишь беспомощным повторением чужого опыта. Или своего, не важно. В любом случае - для этих "бывших" лучшее, конечно, позади: времена, когда мы навсегда уходили из дома, прошли безвозвратно. По инерции к ним пытаются прислушиваться, находят законспирированные смыслы, боясь признаться себе в том, что кумир уже не тот и никогда не станет "тем". А не нужно бояться: "золотое старье" от вас никуда не денется, и, например, наглая, гедонистическая, протестная и эрегированная "Энергия" Константина Кинчева на любых весах всегда перевесит его же недавнюю "Стать Севера". Да не обманет вас показная жесткость звучания: по сравнению с лучшими образцами последний альбом "Алисы" останется напыщенной и пустозвонной, как предвыборная программа партии власти, работой воцерковленного патриота-государственника, который даже кавер-версию Науменко спел так, будто покойный Майк ему денег должен.
В отличие от Кинчева, Дмитрий Ревякин не лязгает басами и не орет хуковые припевы, но сходства между бывшими титанами русского рока все же больше. Оба через духовные искания пришли к православию. У обоих вместе с религиозностью обострился патриотизм: Ревякин вроде пока не опускался до лобовых лозунгов, однако же на новом альбоме есть песня "Севастополь" - о русских моряках. Кинчев тоже недавно спел о нашем героическом флоте — тенденция, однако. За президента Дмитрий Ревякин еще не агитировал, но это, скорее всего, потому, что не особенно-то ему нужны такие задумчивые и почти блаженные агитаторы; нужны резвые и мускулистые, как Кинчев.
Сравнение рокеров придется завершить констатацией того факта, что они оба в 2007 году выпустили крайне неудачные альбомы с похожими названиями. Ревякинский "Ледяной поход" станет открытием только для тех, кто умудрился ранее не услышать ни одного диска "Калинова моста", но всю жизнь подсознательно искал подобную музыку — слишком много допущений, чтобы быть реальностью. Не исключено, что он удовлетворит и фанатов Ревякина: одним альбомом больше, одним меньше, какая разница. Мы же вынуждены отметить катастрофическую предсказуемость записанных на "Ледяном походе" песен. Кое-где мелодии нового "Калинова моста" совпадают со старыми песнями понотно ("Крест деревянный" - вылитый "Конь-огонь"), и остается сожалеть, что Дмитрий не взял повторно мотивы более удачных вещей, например, его последнего шедевра "Камчатка". Об интонациях и вокальных приемах Ревякина и говорить не приходится: они не меняются ни на йоту. Следует отметить классную работу инструменталистов "Калинова моста", благодаря которым многие треки этого альбома приятнее слушать до тех пор, пока солист не вступает со своими проповедями. В голосе Дмитрия, по правде сказать, всегда было (и остается) что-то обезоруживающее: пожалуй, только это качество заставит вслушиваться в тексты, где по-прежнему много крепких образов, но еще больше прямых апелляций к, гм, высшим силам. Поскольку рассматривать поэзию Ревякина с теологической точки зрения не является задачей этой рецензии, остановимся на том, что "Ледяной поход" обращен к достаточно узкой прослойке слушателей, для которых всякое новое ревякинское слово важнее самоповторов "Калинова моста". Тем же, кто помнит Дмитрия Ревякина рок-титаном, лучше послушать какой-нибудь его "бест".
Рита Скитер, InterMedia