"ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК" ОТКРЫЛ ФЕСТИВАЛЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ 75-ЛЕТИЮ РОДИОНА ЩЕДРИНА
Поскольку произведение, написанное по одноименной повести Николая Лескова, любимого писателя Родиона Щедрина, сам автор назвал "оперой для концертной сцены", обстановка была предельно аскетичной. Певцы расположились на сцене непосредственно перед оркестром, а кульминационные моменты оперы подчеркивались (помимо музыкальных средств) только подсветкой. Впрочем, отсутствие декораций и действия как такового вполне компенсировалось музыкальной динамикой. По жанру "опера для концертной сцены" оказалась близка ораториям, где главные действующие лица являются также рассказчиками, а хор - комментатором.
"Очарованный странник" состоит из 16 сцен, включая три оркестровых прелюдии и постлюдию, а также пролог и эпилог. По сюжету послушник Валаамского монастыря, бывший "конэсер" Иван Северьянович Флягин вспоминает свою жизнь: случайное убийство монаха, татарский плен, службу у Князя, встречу с цыганкой Грушенькой и смерть Грушеньки. Для характеристики персонажей и отражения ключевых моментов сюжета в музыкальную ткань произведения вплетены колокольные перезвоны, знаменный распев, пастушьи наигрыши, русские плачи и цыганский романс "Ах, да не вечерняя заря, ты ль моя". Для большего эффекта в оркестр, исполняющий произведение, включены такие народные инструменты, как гусли и балалайка.
Наталья Светлакова, InterMedia