"БОЙ С ТЕНЬЮ-2: РЕВАНШ": СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В АМЕРИКЕ ****
Отсидев положенный срок, Артем Колчин (Никифоров) возвращается в большой спорт, чтобы взять реванш у своего чернокожего противника Ларри Палмеру. Матч должен состояться в Америке, там же, в Южном Централе, куда решится забрести только редкий белый, проходят тренировки Артема. Однако конфликт со злобным латиносом Цезарем плавно перерастает в предфинальный бой, а после и вовсе заканчивается гибелью задиры от кулаков разъяренного русского. Цезарь — сын наркобарона Феликса Мендеса, который объявляет Артему самую настоящую вендетту: сначала подсылает к нему наемных убийц, а после и вовсе похищает его любимую девушку Вику (Панова). За неделю до матча Артем должен разобраться с ситуацией. Помочь ему должен его старинный враг Валиев (Панин), который отбывает наказание на знаменитых нарах города Владимира. Руководить операцией по извлечению Валиева из тюрьмы и последующей ликвидации Мендеса станет еще один старый знакомый Артема — полковник милиции Нечаев (Шевченко).
В странном потоке так называемого патриотического кино последнего сезона "Бой с тенью-2: Реванш" занимает особенное место. К счастью, никаких анонсов подобного рода в рекламе картины нет, и все же… Вот Артем Колчин заваливает здоровенного негра одним ударом за семь секунд в самом начале боя. "Как из "Калашникова" расстрелял", - восхищенно ужасается комментатор. Вот тот же Артем бесстрашно кричит в телефонную трубку, что "уроет Мендеса собственноручно". Или бросается на вора в законе, как рыцарь без страха и упрека - короче говоря, демонстрирует на экране свою несгибаемость. Подобное качество русского человека (правда, в других условиях) культивировал Сергей Бондарчук в фильме "Судьба человека". Если бы современный герой типа Колчина (не офицер ФСБ и не бывший спецназовец) при этом еще неполиткорректно выпивал на досуге, скорей всего сцена с сакраментальной фразой "После первого стакана не закусываю" могла вполне перекочевать в "Бой с тенью-2: Реванш" и смотреться в нем более чем адекватно. И если в первой части присутствовал трогательный пафос: парень, девушка и мальчик против целого мира Бандитов, Маньяков и Ментов, то во второй серии приключений молодого боксера, за Артемом Колчиным стоит вся Россия. Но самое интересное, что такая позиция странным образом работает, не раздражает и даже недурно веселит. Что же касается художественных достоинств фильма, то существуют проблемы. Многим современным отечественным кинематографистам чрезвычайно сложно понять, что они снимают кино, а не видеоклип модного артиста. Сколько раз уже можно заставлять компьютер запускать на дикой скорости облака над городами, автомобили на трассах и монтировать экшн-сцены в ритме агрессивных судорог, известно только одному Господу Богу. Все это напоминает советские игровые автоматы, без которых в прошлые времена не обходилось ни одно фойе мало-мальски приличного кинотеатра. Почему-то сегодня именно такие дешевые приемы считаются признаком кинематографической стильности. В результате довольно круто сваренный по меркам российского боевика сценарий Алексея Сидорова оказывается погребен под невнятным мельтешением кулаков, голов и стволов, срежиссированных дебютантом Антоном Мегердичевым. Если так уж охота "заокеанского счастья" поучились бы хотя бы у модной киноиконы Квентина Тарантино, не говоря уже о других, еще более значимых авторах мирового кинопроцесса. Вспоминаются бессмертные слова из произведения Анатолия Рыбакова "Каникулы Кроша": "Если долбать человека по кумполу, то он, в конце концов, обалдеет". Это и происходит под не менее агрессивный саундтрек Алексея Шелыгина, с которым, памятуя успех прошлого, также явно перестарались. С другой стороны, в нашей стране зрительская аудитория пока не избалована настоящим искусством и любит называть подобную чехарду кадров "классным монтажом". Имя им легион, поэтому этот прискорбный факт отразится только на единицах. Но так ли он важен, когда, в сущности, мы имеем дело с очередной городской сказкой о том, как добро побеждает зло? Тем более когда на одном из полюсов располагается русский характер, а на другом — все остальные реалии мира развитого капитализма.
Анастасия Белокурова, InterMedia