АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ ВО МХАТЕ "ПОШЕЛ НА ЭКСПЕРИМЕНТ"
Андрей Макаревич и "Оркестр креольского танго" представили новую концертную программу во МХАТе им. Горького 24 октября. В 19 часов, когда концерт формально должен был уже начаться, двери зала были все еще закрыты, а зрители томились в фойе и буфетах театра. Музыканты вышли на сцену только в половине восьмого. Строгий костюм и галстук Андрея Макаревича выглядели контрастно на фоне вольного "джинсового" стиля других "оркестрантов". Увертюрой вечера стали песни с альбома "Старая машина" - "Эпоха большой нелюбви" и "Имитация". "Мы для начала сыграем пару не самых новых песен — чтобы войти в контакт. А когда состояние наше с вами уравновесится, мы пойдем на эксперимент", - поведал лидер коллектива зрителям. В продолжение были исполнены "Наливай" и "Песенка о счастье", а затем и начался "эксперимент". Прологом к нему в тихом сопровождении гитары и аккордеона прозвучала песня "Рассмеши меня, Петросян". Затем Андрей Макаревич рассказал, что запись пластинки будет проходить в Лондоне в сжатые сроки, и она появится на прилавках уже через 10 дней после окончания студийной работы — 6 декабря. "Мне кажется, когда песни написаны, они начинают умирать потихоньку, и их нужно скорее выпускать на волю", - объяснил лидер коллектива. Название нового альбома — "Штандер". "А теперь поднимите руки, кто знает, что это слово означает", - с лукавой улыбкой он окинул зал взглядом. "Знатоков" набралось около 30 человек. "Значит, есть еще люди нашего поколения!" - обрадовался Макаревич. Новые сочинения продолжили традицию соединения авторской песни и джазовой аранжировки. "Возрастная" тематика и меланхолические интонации преобладали: "Нам, пожалуй, пора", "Лет 30 тому назад", "Кончится ночь". О песне "Ангел мой" Андрей Макаревич поведал краткую историю: "Когда мы записывали альбом с "Машиной времени", Женя Маргулис написал музыку и сказал, что должна быть песня об ангеле. Я написал стихи, но они ему не понравились. Я не стал с ним спорить и написал свою музыку. Так что это будет такой "Ангел" номер два". Наиболее "экспериментально" прозвучало произведение "Новая опера". "Это даже не песня, а стихотворение с музыкой. Стихотворение Михаила Генделева, которого я считаю одним из самых интересных поэтов. Читать непросто, но это того заслуживает", - предварил лидер "Оркестра". Стихи Андрей Макаревич читал сначала под мерные переливы аккордеона, которые затем были заглушены какофоническим и сумбурным сочетанием других инструментов. "Следующая песенка, как утверждает Михаил Веллер, привиделась мне по ошибке, - признался герой вечера. - Дело в том, что я увидел ее во сне и, проснувшись, быстро успел почти все записать. Это песня из другого времени, такие пели инвалиды в электричках сразу после войны". Для вящей артистичности он исполнил ее звонким гнусавым голосом. Завершением цикла новых сочинений стал "Диалог на фоне бесконечной ночи". По словам Андрея Макаревича, это своеобразное посвящение Василию Аксенову: "Если бы я в нужное время не прочитал его книжек, я бы вообще много чего не написал, наверное". Всем "экспериментам" "оркестрантов" публика охотно аплодировала, но когда зазвучали знакомые произведения, зал стал рукоплескать гораздо оживленнее. Завершающая часть вечера вместила по фрагменту предыдущих пластинок "креольцев": "Старая машина", "Песни Булата Окуджавы", "От меня к тебе". Зрители стали вести себя более развязно. Один попросил "песенку про снежинку" (прозвучавшую в фильме "День выборов"), другой выкрикивал: "Тонкий шрам! А то за что ж деньги уплочены!" Но Андрей Макаревич соответствовал своему строгому костюму и исполнил не больше, чем запланировал. После традиционных для финала "креольских" концертов "Вот и все" и "Дружбы" музыканты откланялись и без лишних слов ушли за кулисы.
Сергей Баранов, InterMedia