ВЛАДИМИР ХОТИНЕНКО: "Я ВОЛЬНЫМ ОБРАЗОМ ОБОШЕЛСЯ С НАШЕЙ ИСТОРИЕЙ"
"Для меня теперь русская история делится на до и после 1612 года. Правда, этим периодом, наступившим после царствования Бориса Годунова и до восшествия на престол царя Михаила Федоровича Романова, я серьезно заинтересовался еще 25 лет назад. Поэтому, когда мне позвонил Никита Сергеевич Михалков с предложением снять картину про Смутное время, я сразу же согласился. Михалков поставил передо мной условия и пожелания, предъявляемые к будущему фильму нашим правительством. Это должна быть приключенческая картина, ориентированная на молодое поколение, сделанная красочно, динамично, увлекательно и, разумеется, правдиво. Меня нисколько не смутил факт госзаказа картины. Зачем тешить себя иллюзиями - заказ всегда был, есть и будет. Лично мне приятнее выполнять заказ государства, чем очередных толстосумов, отмывающих свои деньги через кино".
(ПОЧЕМУ ВЫБРАЛ ИМЕННО 1612-Й ГОД)
"Я считаю, что год окончания русской Смуты важнее и сражения на Чудском озере, и Полтавской битвы, и Бородинского сражения, и даже войны 1812 года. Безусловно, те войны были великими и решающими для судьбы России, но одно дело, когда враги нападают на нашу Родину, а совсем другое - когда идет война гражданская. На мой взгляд, в 1612 году закончилась именно гражданская война, несмотря на то, что мы находились под пятой польского короля. Более того, в 1612 году вообще произошло много ключевых моментов для становления Российского государства, о которых многие даже не догадываются".
(ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ МИФАХ И ОТКРЫТИЯХ)
"Когда Никита Михалков предложил мне стать режиссером картины "1612", я как раз занимался осуществлением проекта об экранизации произведения Гоголя "Тарас Бульба". К тому времени я так вжился в ту эпоху, так много открыл для себя нового, что, разумеется, хотел бы поделиться своими мыслями со зрителем. К сожалению, мой "Тарас Бульба" по не зависящим от меня причинам завис на неопределенный срок, и я почти был свободен для начала новой работы. Когда я проникся тем сложным временем в нашей истории, то обнаружил очень много иллюзий, которые нам навязали историки. Возможно, я согласился снимать картину о Смутном времени еще и потому, чтобы развеять некоторые мифы. Приступив к работе над картиной "1612", я открыл для себя, что царя Михаила Федоровича Романова выбрали на престол так, как сейчас выбирают депутатов. Кстати, уже в те далекие годы был пиар, в том числе и "черный", и происходило много хорошо знакомых нам предвыборных штучек. Известно, что в списки на престол входил и Дмитрий Пожарский, роль которого в картине сыграл Михаил Пореченков. Еще я узнал о том, что в те времена в Россию нагрянули полчища наемников со всего мира. Кого только не было на нашей земле в Смутное время - и французов, и турков, и испанцев, и немцев. Иначе мне представился и образ Лжедмитрия. Если наши историки его изображают этаким проходимцем "без царя в голове", подлым и жестоким, то факты говорят о более серьезном и загадочном образе. Как ни странно, именно Лжедмитрий впервые употребил выражение "Российская империя".
(О ЛЮБОВНОЙ ИСТОРИИ В СВОЕМ ФИЛЬМЕ)
"Через любовную историю главного героя фильма, простого русского парня Андрея и царевны Ксении Годуновой я хотел показать, что, несмотря на все ужасы, в нашей истории было много романтики и авантюризма. Я бы даже сказал, что вся наша история - это одно сплошное приключение. Что же касается исторической достоверности образа Ксении Годуновой, то для меня эта достоверность заключается в текстах ее плачей, дошедших до наших дней. Кстати, песни-плачи Ксении еще при ее жизни, прошедшей в монастырских келиях, пели в народе. А один англичанин, кажется, Ричард Джеймс, побывавший в России в 1619 году, записал эти плачи себе в дневник, благодаря которому они и дошли до нас. Композитор Алексей Рыбников написал музыку к плачу Ксении Годуновой, которая звучит в финале картины. Я считаю, что правдивы чувства, стихи, песни, которые переживают свое время, а не факты, события, происшествия. Я вообще искренне считаю, что любовь превыше всего остального, вплоть до политики, истории, власти".
(ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ ЛЕНТЫ)
"Признаюсь, что я вольным образом обошелся с нашей историей. Но при этом хочу заметить, что историческая достоверность, проявляющаяся в костюмах той эпохи, в предметах и декорациях, была соблюдена почти идеально. Все костюмы и кольчуги специально для картины изготовили мастера, и это дорогого стоит. Также мы пригласили консультантов-историков, чтобы не насмешить зрителя откровенными ляпами".
(О БЮДЖЕТЕ И РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ "1612")
"Сначала обещали дать на картину аж целых 30 миллионов долларов, но в результате выделили 12 миллионов. Фильм будет показан на всем постсоветском пространстве, напечатано 580 копий. Премьера картины пройдет в моем родном городе Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге, в Киеве, и, разумеется, в Москве. Я не тешу себя иллюзией, что снял серьезный фильм, но время сейчас такое. Если бы я снимал картину о Смутном времени 25 лет назад, то делал бы это в духе знаменитого фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублев". Но сейчас все изменилось - время, вкусы, представления, ритм. Увы, но фильмы Андрея Тарковского современная молодежь не смотрит. А я хотел снять кино для молодежи".
("Труд", 25.10.07)