РИККАРДО МУТИ ПРЕПОДНЕС ОБРАЗЕЦ "ИТАЛЬЯНСКОЙ ГАРМОНИИ"

Первое исполнение оперы "Дон Паскуале" Гаэтано Доницетти состоялось 27 октября в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко при участии Молодежного оркестра Луиджи Керубини, хора муниципального театра г. Пьяченцы, молодых итальянских солистов Никола Алеймо (баритон, Дон Паскуале), Марио Кассии (баритон, Малатеста), Марио Дзеффири (тенор, Эрнесто), Лауры Джордано (сопрано, Норина), Габриэле Спина (бас, нотариус). Спектаклем дирижировал руководитель оркестра Риккардо Мути.
Режиссер-постановщик Андреа Де Роза не стал перегружать сцену лишними деталями, однако и поветрия последних лет — унифицированных для всех действий металлических конструкций с выдвижными плоскостями в стиле "Икеи" — здесь тоже нет. Пространство, с одной стороны, выдерживает требование "единства времени и места действия", с другой, ненавязчиво дополняется разными легко передвигаемыми деталями убранства жилого дома — столиками, креслами, картиной, дверьми (чтобы более "предсказуемо" появляться), пыльными подушками (чтоб эффектнее кидаться), вешалками с одеждой, корзинами с фруктами — короче, мелкими приятными предметами мещанского быта. Лишь в третьем действии, в сцене в саду, разномастная толпа хористов юмористично утаскивает все это со сцены. В этом одна из главных черт постановки — мобильность, живость, — касающаяся не только декоративных решений и сценической драматургии, но и того, чему все это призвано служить - актерской игры и непосредственно музыкального исполнения. Итальянская опера об озорных выдумках влюбленных и их друзей (все фигуры традиционны) в исполнении молодых итальянских музыкантов под руководством уже умудренного опытом, но столь же темпераментного маэстро, подкупает естественностью, живостью традиции — в общем-то тем, за чем в последнее время гоняются как за "аутентизмом". Речь идет не только о тонкой и изысканной игре солистов, но и о гибком, изящном, эмоциональном исполнении оркестра. Пожалуй, самым сложным для молодых певцов было — "пробить" не очень уютную акустику.
Что касается самой трактовки оперы, о которой говорил маэстро Мути на пресс-конференции (см. МУЗЫКА от 26.10.07), - синтеза беззлобного юмора и философской грусти, несомненно, достичь удалось. Оказывается, интеллигентная и глубокомысленная шутка в комической опере еще возможна и совсем не обязательно для этого переносить сюжет в неведомые времена или делать в угоду публики вульгарным то, что в музыке вульгарным не является. Со временами в "Дон Паскуале", кстати, тоже ненавязчивый коктейль, созданный по большей части с целью показать идею "архетипичности" ситуации — дворецкий наделен напудренным париком, но служанка появляется в брюках и голубеньком рабочем халате "а-ля парикмахерша". В плане "единства страданий всех влюбленных" некоторые режиссерские решения столь же "хулиганские", сколь выходки главных героев — так, сценическое обрамление арии Эрнесто во второй картине первого действия очень сильно напоминает о знаменитой арии Ленского. Инфантильный герой-тенор размышляет о предательстве друга и возлюбленной, предается воспоминаниям, одиноко сидя в плаще с пелериной на узелках с пожитками.
После спектакля оркестранты вызывали маэстро на "бис" топотом, публика долго приветствовала музыкантов, преподнесших образец одновременно высокого вкуса и хорошего драйва.

Последние новости