ВЛАДИМИР ХОТИНЕНКО: "ПАТРИОТИЗМ НЕ МОЖЕТ НАЗЫВАТЬСЯ ПОШЛОСТЬЮ"
"Ну, в роли заказчика был Никита Михалков - это он позвонил мне и предложил снимать фильм о Смутном времени. Но потом мы действительно ходили на встречу с Сурковым. Меня порадовала его компетентность в вопросах истории. Я рассказал свое видение сюжета. Ему понравилось".
(КАКИЕ ПОЖЕЛАНИЯ БЫЛИ У ЗАКАЗЧИКОВ)
"Самые простые. Чтобы не задремучили эту историю всякими "гой еси". Чтобы она была интересна молодежи. И чтобы с юмором. <...> ...Без юмора и выдумки нельзя в таких сюжетах - можно так глубоко в землю плуг загнать, что потом уже и не вспашешь".
(НЕ КАЖЕТСЯ ЛИ ЕМУ, ЧТО ВЫДУМКИ В КАРТИНЕ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ В "ПИРАТАХ КАРИБСКОГО МОРЯ")
"Так это и хорошо. Задача была привлечь внимание к той эпохе, а не учебник истории иллюстрировать. Мы рассказали вымышленную историю, а факты исторические как бы пролистываем. Центральное событие в фильме - это штурм вымышленного русского городка, в котором были подорваны силы Поляка, авантюриста, вполне способного в Смутное время повернуть ход истории, привезти Ксению Годунову в Москву и захватить власть".
(О ЕДИНОРОГЕ)
"Из-за единорога, к слову, у меня были некоторые проблемы с продюсерами, но я его отстоял. Это мои фенечки, особенно единорог - с детства мне его образ в душу запал. Но до этой картины у меня не было повода его как персонаж пристроить. <...> Как раз в ту эпоху это был самый что ни на есть родной наш герой - столько песен про него сложено. Он и религиозным символом был. Его и на печатях, и на знаменах изображали. При Иване Грозном единорог стал символом царской власти. И тот рог единорога, который держит в нашем фильме Лжедмитрий - это рог, купленный Иваном Грозным за десять тысяч золотом и рухлядью, то есть мехами. Казаки распилили его и растащили. Получается, что этот символ растворился в Смутном времени".
(КАК, ПО ЕГО МНЕНИЮ, "БУДИТЬ" В ЗРИТЕЛЯХ ПАТРИОТИЗМ)
"Тут, знаете, как в футболе: некоторое время назад "Лужники" могли бы и не заполниться, а сейчас, на матче с англичанами, "Лужников" не хватало. Значит, чего-то такого людям хочется. <...> Не стоит путать патриотизм с национализмом. Не вижу в нем опасности, разве что в каких-то извращенных формах. В конце концов, как сказал Парацельс, все есть яд и все есть лекарство. Но я в полемику по этому поводу не вступаю. Потому что в споре невольно начинаешь поднимать некое знамя".
(О ПОШЛОСТИ)
"Однажды я пытался определить для себя, что такое пошлость, и понял, что это воинствующее упрощение. Когда нечто легко формулируемое используется как орудие агрессии - палка, которой бьют по голове. Но патриотизм не может быть пошлостью. Такое сегодня к нему отношение - реакция на время, когда нам за себя было стыдно. Как раз в болоте теперешнего смутного времени патриотизм окажется той самой кочкой, которая станет точкой опоры. Лучше бы, конечно, чтобы была не кочка, а корни. За 90-е годы стало совсем плохо с образованием и размылся культурный фон - то, в чем корни растут".
(О ФРАЗЕ ВАТИКАНСКОГО ПОСЛА "В РОССИЮ НИ НОГОЙ")
"Это, между прочим, историческая фраза. Без Рима обойтись нельзя было - ведь речь шла о смене религии, а Ватикан это контролировал. Мы разыскали историю иезуита, который приехал в Россию с первым Лжедмитрием. И тот ему сказал: ты как-то вид свой измени, переоденься, бороду отрасти, чтобы поближе к народу быть. Так вот этого монаха, когда он вернулся в Рим, узнать не могли - обрусел. И это его подлинные слова: в Россию ни ногой".
(НУЖНА ЛИ В ЖАНРОВОМ КИНО ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА)
"В буквальном смысле слова никакой исторической правды нет. Конечно, есть наука, она что-то находит, что-то доказывает, но ничего, кроме канвы событий, не знает и никогда не узнает. Мы пользуемся историческими мифами, то есть некими отчеканенными в предании художественными образами времени. Да, сохранились документы, но они написаны человеком, а он не может не вкладывать в любое содержание свое отношение. Но ведь нет дневников князя Пожарского, где бы он записывал, как они с Мининым собирали ополчение! А даже если бы были, то представляли личную точку зрения на некий процесс".
(НЕ СОБИРАЕТСЯ ЛИ СНЯТЬ СЛЕДУЮЩИМ БОЛЕЕ КАМЕРНЫЙ ФИЛЬМ)
"Не уверен. Я только во вкус вошел".
("Итоги", 1 ноября 2007)