АЛЕКСАНДР СОКУРОВ: "РОССИЯ - ПОСТОЯННО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОК"

(О СЦЕНАХ НАСИЛИЯ В ФИЛЬМЕ "АЛЕКСАНДРА")
"Ни в одном моем фильме нет ничего, что было бы связано с насилием или убийством. Когда мы снимали документальный фильм "Духовные голоса", попали в окружение на афганской границе. Некоторое время я провел в окопах, где видел смерть людей и имел возможность это снимать. Но ни разу не включил камеру! Должен сказать, что человек в бою умирает страшно, и зрелище это отвратительное. То, что он кричит перед смертью, не похоже ни на какие американские боевики. Я видел, как прыгнула девушка, и у нее не раскрылся парашют. Что она кричала, когда падала!!! Я слышал удар тела о землю... Никогда в жизни этого не забуду! Если, не дай Бог, это увидит кто-либо из родственников, он может запросто сойти с ума. У смерти нет благородного лика!"
(О НАСИЛИИ В КИНО)
"Собака счастлива, поскольку не знает, что умрет. А человек знает... В этом - его трагедия. Но если вы видели насилие в жизни, то поймете, что никакое кино не способно передать ужас и смятение человека, над которым это насилие совершается. Соревноваться с жизнью тут бесполезно".
(ОБ ОТНОШЕНИЯХ С АНДРЕЕМ ТАРКОВСКИМ)
"Мы много говорили. Но я старался больше молчать: мне было важнее его мнение. Я посмотрел "Андрея Рублева", "Сталкер". "Солярис" мне не понравился. Картина показалась искусственной и по антуражу, и по техническим средствам, и по актерскому исполнению (манерность, а-ля западность). Я имел неосторожность сказать Андрею об этом и увидел, что он обиделся. С тех пор никогда не критиковал ни его, ни кого-либо другого. Признаться, совпадений у нас было немного. Что нравилось мне, у Тарковского вызывало внутреннее отрицание. Однажды я выразил свой восторг по поводу картины Федерико Феллини "Репетиция оркестра". Тарковский тут же резко высказался в адрес этого фильма, приведя несколько доводов, которые назвал ошибками. Я допустил еще одну неосторожность, сказав: "Мне бы такие ошибки!" <…> С Тарковским мы говорили о жизненных наблюдениях, характерах людей, их поступках. Наблюдая отношение Андрея к конкретным людям, я спрашивал, почему он так резко высказывается: "Кто дал право одному человеку сказать в глаза другому такие жесткие вещи?" И получал столь же прямые ответы, которые меня не всегда устраивали. Я не приемлю такого отношения к людям".
(О СМЕРТИ ТАРКОВСКОГО)
"Многие люди ненавидели его, называли гаденышем. Поэтому открыто радовались его смерти. Утром 30 декабря 1986 года во многих домах, я знаю это точно, поднимали бокалы за "избавление от Тарковского". Я же вспоминаю Андрея с чувством любви и величайшей грусти. Лично для меня это невосполнимая потеря. Его уход - один из самых несвоевременных, настоящая катастрофа для русской культуры".
(ОБ ИСТОРИИ ВЛАСТИ)
"Не ищите дьявола - его нет. Есть только человек! И даже тот, кто обладает властью, может быть слаб, до последней минуты своей жизни бороться за право повелевать. Он уже не думает о Боге, о своей жизни, о близких людях - только с остервенением жаждет испить этот напиток до дна! При этом он продолжает оставаться человеком. Скажу больше: любой поступок нацистов или коммунистов сталинского периода определен человеческими факторами. И каждый политик, посмотревший мое кино, должен понять, что тотальное угнетение неизбежно приведет властвующего человека на эту сковородку".
(ПОЛЕЗЕН ЛИ ОПЫТ УГНЕТЕНИЯ ДЛЯ ХУДОЖНИКА)
"Ни в коем случае! У меня вышел спор с Солженицыным, когда однажды он сказал, что благодарен судьбе за испытания, ниспосланные ему судьбой. Я позволил себе решительно и с нескрываемым раздражением возразить. У человека, занимающегося художественным творчеством, и без того полно проблем внутри самого себя. Поэтому благодарить судьбу за унижения категорически нельзя".
(О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ)
"То, что мы называем историей, - движение, которое возникает до появления личности и продолжается после нее. Личность в состоянии внести лишь некий акцент, добавить какую-то краску в течение исторического процесса, но сама изменить ничего не может. Влияние личности на историю - это просто четкое совпадение исторического момента с природой и характером народа".
(О РОССИИ)
"Россия - отдельная цивилизация. У нее свои признаки, возраст. Это подростковая цивилизация. В современном мире их две - Америка и Россия. Штаты - динамично развивающийся подросток, акселерат. А Россия - постоянно болеющий ребенок, поскольку он плохо развивается: слишком большой, толстый, но маленький по разуму. Постоянное вмешательство волевых людей в естественный исторический путь развития, бесконечные поправки, не позволяющие ни одному историческому периоду выразиться до конца, привели к болезни этого подростка, который никак не может разобраться, в какую сторону ему расти. Это насилие над собственным организмом. А предрасположенность к жестокосердию, конечно, настораживает. Этим отличаются и славяне, и немцы, и японцы - на самом деле очень разные народы".
("Факты и комментарии", 31.10.07)

Последние новости