"ПИЛОТ" - "САНСАРА НАШЕГО ДВОРА" **
Все мы не раз наблюдали дьявольскую разницу между идеей видеоклипа, зародившейся в кипящих мозгах режиссера, сценариста или музыканта, и ее финальным воплощением. Не существует, пожалуй, ни одной здравой креативной мысли, которую нельзя было бы изгадить при помощи монтажа и использования светофильтров. И смотришь потом в экран на белесые пятна, и не можешь вспомнить — что там имел в виду режиссер, инопланетян или просто галлюцинации героя? Такие вопросы возникают при просмотре 99 процентов отечественных видеоклипов, подразумевающих связный сюжет и использование спецэффектов: если сценарий не читал, все равно ни хрена поймешь, а если читал, останется только удивиться, почему клиподелы столь невнятно его реализовали.
К записи живых концертов эти соображения вроде бы не относятся — но только не в тех случаях, когда группа решила сопроводить свое выступление концептуальным шоу. "Сансару нашего двора" группа "Пилот" показала 1 октября 2005 года в ДС "Юбилейный". Поклонники коллектива, заполнившие петербургский дворец спорта, были явно в курсе замысла — впрочем, есть подозрение, что они отнеслись бы лояльно к любому эксперименту от Ильи Черта. Они же, надо думать, станут и покупателями этого DVD. А для случайных зрителей, то есть журналистов, припасен пресс-релиз, который я не могу не процитировать: "Общая идея — показать колесо перерождения в одном конкретно взятом пространстве, в одном дворе. То, что сплошь и рядом. То, что каждый из нас способен наблюдать вокруг себя день ото дня. <…> Музыканты группы "Пилот" во главе с неизменным лидером Ильей Чертом постарались сделать музыкальный спектакль, будучи предельно честными, убедительными в том, в чем явно разбираются. В очередной попытке осмыслить человеческую сущность сквозь призму современного общества, подводя аудиторию к размышлениям о сути вещей. Музыканты показали то, что важно и просто для них самих. Возможно, для кого-то этот музыкальный спектакль покажется весьма странным, а кто-то непременно дойдет до самой сути и все поймет. Всю театральную часть воплотили профессиональные актеры, поняв идею и концепцию представления".
Если вы вдруг подумали, что такими оборотами принято маскировать самую мутную шнягу, вы попали в точку. "Музыкальный спектакль" - это группа аллегорических фигур в одеяниях, напоминающих смирительные рубашки. Фигуры-актеры символизируют, как водится, неизвестно что ("кто-то непременно дойдет до самой сути", а то как же), но явно что-то глубоко нездоровое, если судить по их резким нервным выкрикам. Гораздо лучше концепции двора соответствуют музыканты "Пилота", одетые совсем по-домашнему (Илья Черт в очках и расстегнутой рубашке, из-под которой видна майка-алкоголичка, выглядит, будто на кухню за кефиром пришел) и исполняющие главным образом тихие акустические песни. В какую-то единую концепцию действо никак не укладывается — еще и потому, что зрители явно пришли не на дворовую сансару, а на рок-концерт. И ведут они себя соответствующе — бурно, реагируя будто бы на собственные биоритмы поведения на рок-концерте, а вовсе не на доносящиеся со сцены звуки, тем более что "Пилот" при составлении плейлиста постарался обойтись вообще без хитов (кроме "Неродины" и "Тюрьмы"). С одной стороны, с такими преданными фэнами Черту можно выдумывать самые бредовые концепции и называть их поиском сути вещей, с другой — это не отменяет того факта, что представленной пластической самодеятельности лучше соответствовали бы жесткие песни "Пилота". А квартирники надо устраивать в квартирах или хотя бы во дворах — по крайней мере там есть возможность прислушаться к текстам малоизвестных произведений. На стадионе же — не получается, ни черта не слышно.
Алексей Мажаев, InterMedia