ДИАНА АРБЕНИНА — "ДЕЗЕРТИР СНА" **

"АСТ". Книга вышла в свет в сентябре.
От Арбениной как от человека даровитого продолжаешь ждать, что она удивит. Но почти всякий раз разочаровываешься. Вот книга стихов, и называется она "Дезертир сна". Конечно, этот образ кажется Диане Сергеевне и ее фанатам очень красивым. Конечно, подавляющее большинство остальных читателей посчитает его бессмысленным и даже пошлым. Если что в Арбениной до сих пор по-настоящему удивляет, так это ловкое манипулирование, благодаря которому пошлость и выпендреж ее текстов кто-то принимает за гениальность. Это, конечно, сообщающиеся сосуды: поклонники вряд ли поняли бы своего кумира, назови она книгу каким-нибудь человеческим словом. Например, словом "стихи".
В "Дезертир сна" вошли стихи (в терминологии Дианы — "антипесни" или вовсе даже "стихуи"; предсказуемо, правда?), тексты песен и чуть-чуть прозы. Есть еще предисловие, написанное пресс-атташе Арбениной и в восхищенных красках описывающее творческий метод поэтессы: "Она сидит в кафе, болтает, смеется, пьет кофе. Вдруг быстрый взгляд куда-то в сторону. Зацепилась. Резкое: "Лист!", секундная суета в поисках бумаги… <…> Родилось. Первая запиночная читка, незаданный вопрос "ну как?!". Не потерять этот лист бумаги". Что родилось? Например, вот такое: "рыба: ласково "фуго". молчу губами: поезд. никогда так в россии. скорость никогда так в россии". Без заглавных букв и знаков препинания с жалким исключением в виде использования точек. Вообще и в поисках салфетки для запечатления пришедшего, и в установлении собственных правил пунктуации, и в самих "стихуях" виден не столько поэтический талант, сколько чрезмерная экзальтация. Вспоминается в связи с этим вошедшая в легенды девушка-хиппушка, которая резала вены не реже раза в неделю. Многие ее единомышленники искренне гордились "коллегой", но находились и здравомыслящие, которые следили за ее судьбой, с интересом ожидая, когда она уже порежет их совсем. Наблюдая за стихоизвержениями Дианы Арбениной, трудно не занять позицию вторых, ибо получать удовольствие от ее нервных, вычурных, преисполненных личных переживаний строк способен только фанат "Ночных снайперов", но никак не любитель поэзии. Последнего мало интересует, что, когда, с кем и кому это посвящено, его очень раздражает выражение "небо плачет" всякий раз, когда надо бы сказать "идет дождь", ну а поэзии как таковой в "Дезертире сна" крайне мало.
Были, правда, некоторые надежды на прозу, но и они не оправдались. Несколько эссе, написанные предельно странным, замороченным языком, не вызывают никакого желания знакомиться с прозаическим сборником Дианы Арбениной, если издательство "АСТ" воплотит в жизнь свою угрозу выпустить таковой. Поэтому единственным отчасти светлым пятном "Дезертира…" стал раздел "Песни". Хотя они в сборнике не датированы, заметно, что в своем раннем творчестве Арбенина не особенно отделяла "песни" от "антипесен". Та же "31-я весна", ставшая для "Снайперов" водоразделом между культовым магаданским дуэтом и звездами русского рока, испещрена привычными для поэзии Дианы запутанными образами: "зеленым яблоком железо запоет", "в соломе крылья паутина провода" и т.д. Более поздние произведения куда лучше соответствуют понятию "текст песни" - от композиции с цепляющей мелодией, которых у "Ночных снайперов" хватает, слушатель ждет столь же четких слов, а не невнятного самовыражения. В последнем альбоме подобных осмысленных текстов хватает, и читать их даже на бумаге куда приятнее, чем пафосные "стихуи", не ставшие не только песнями, но и стихами.
Рита Скитер, InterMedia

Последние новости