АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ: "МЫ РАЗВАЛИЛИ СССР И КОММУНИЗМ"

(О ГОНОРАРАХ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ)
"Я получал полторы тысячи рублей в день за три двухчасовых сольных концерта в трехоктавном диапазоне. Тогда никто столько не получал… Но, кстати, даже и сейчас так никто не работает. Послушайте, допустим, на какого-то артиста идут люди. Он чувствует себя королем. Он задает вопрос: "Почему я получаю ставку 10 руб., и он получает ставку 10 рублей. Но на меня приходит тысяча человек, а на него — два человека. Значит, я не поеду просто так — воруйте!" И ему воровали, и мне воровали. И всем воровали. Так происходит и теперь — каждый артист знает, сколько он "стоит". Но сейчас это все, так сказать, законно. А тогда — не совсем законно, но справедливо".
(ОБ УСПЕХЕ И КГБ)
"В нашей стране все музыканты, да и все люди искусства привыкли исходить из того, что раз они такие замечательные и талантливые, то государство должно им помогать — предоставлять площадки, платить гонорары и так далее. Когда государство им вдруг говорило: "Ребята, нам не нравится ваш жанр, да и лохматые вы все какие-то, пошли вы...", - это считалось притеснением. Если не помогают, значит, "тебя душат". И возникало ощущение, что, дескать, ты не можешь пробиться. На самом деле причина была в другом: ты плохо играешь, и люди не хотят тебя слушать. А если люди тебя хотят слушать, поверьте мне, пробиваться — это как щелчок. Любой администратор, зная, что на эту группу побежит народ, вывернется наизнанку. Это первое. Другая ситуация — это КГБ и идеология. Мне кажется, что вообще Комитет всех нас немножко упустил. Они не поняли значение этой музыки. А рок-н-ролл, в чем я глубоко убежден, развалил и СССР, и коммунизм. В том смысле, что освободил мировоззрение людей. Не диссиденты, не ЦРУ, а рок-н-ролл! Нас просто проворонили".
(О ВЛИЯНИИ МУЗЫКИ НА СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ)
"Артисты управляют миром. Сегодня от слова какого-нибудь Эрика Клэптона зависит в тысячу раз больше, чем от слова президента Буша. А от слова сэра Пола Маккартни — тем более. Потому что на какого-нибудь президента 90% населения земли реагирует со скептицизмом, а на Пола Маккартни — по-другому. Вот и все".
(О СОВРЕМЕННЫХ ЗВЕЗДАХ ШОУ-БИЗНЕСА)
"95% нынешних так называемых звезд шоу-бизнеса созданы искусственно, благодаря руководителям телеканалов, которые их "крутят", и музыкальным критикам, которые пишут, какие они "супер". На самом деле, эти "звезды" ничего собой не представляют и проваливаются с треском на первых же гастролях. Только в одном случае за последние 5—7 лет телевидению удалось обмануть аудиторию. Я имею в виду проект "Фабрика звезд". Я поздравляю тех, кто придумал эту штуку, потому что им удалось задурить голову всей стране. Хорошо, молодцы! Только я не удержусь от того, чтобы назвать их мерзавцами. То есть мерзавец может быть молодцом... А мерзавцы потому, что отравляют вкус и цвет сразу нескольким поколениям — двум-трем как минимум".
(О СВОЕМ УЧАСТИИ В СБОРНЫХ ПОПСОВЫХ КОНЦЕРТАХ)
"Я уже давно себе сказал, что должен на это отвечать: "Мне все равно". А все равно или не все равно — это большой вопрос... Я профессиональный человек, я могу выступить где угодно — хоть в шахте, хоть на дне рожденья проститутки, где угодно... Я заставлю слушать себя всех".
(О СВОЕМ УЧАСТИИ В КОРПОРАТИВАХ)
"Было что-то в этом роде. Это нормально, когда тебе платят. Шаляпин пел на таких вечерах — уж на что великий исполнитель. Важно, чтобы ты после этого не садился ни с кем за стол, не был "вась-вась". Отработал, получил деньги, сказал: "До свиданья!" Люди к этому уже привыкли — даже самые что ни на есть крутые".
(О КОНФЛИКТЕ С БОЛЬШИМ ТЕАТРОМ)
"А с Большим театром дружбы не получилось вот почему. Евгений Светланов позвал меня поработать в "Золотом петушке" как приглашенного артиста. И очередной спектакль был назначен, кажется, недели через три. Но мне вдруг звонят из театра: у нас замена, у нас вечером спектакль, будет австрийский посол. Я сказал, что вчера пил пиво, и отказался. Не могу же я экспромтом после вечернего возлияния петь сложнейшую партию с диапазоном в три октавы. О таких вещах надо заранее сообщать. К приглашенному исполнителю тоже нужно относиться с уважением. В Большом по этому эпизоду было разбирательство, и…"
(ПОЧЕМУ ЕГО НЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ)
"Когда-то давно мы с Левой Лещенко выпили неплохо, и он так, по веселому настроению, сказал: "Правильно, Санечек, что тебя мало показывают по телевидению". Я спросил, почему. И он ответил: "Если бы тебя много показывали, мы все должны были бы застрелиться". Это было в шутку сказано — на самом деле я не уверен, что он так думает... Ну не показывают и не показывают — концертов-то у меня от этого не меньше".
(О РОССИЙСКОМ ГИМНЕ)
"Мне не нравится сегодняшний гимн. Чем? Очень примитивная музыка Александрова — плохая, помпезная, однообразная, не воодушевляет..."
(О ПУГАЧЕВОЙ)
"Есть певица Алла Пугачева, которая всегда весьма и весьма была талантлива. Если начать разбирать, что она серьезного сделала после 84-го, выяснится, что в творческом отношении — 2—3 песни. И все. За 20 лет работы! А когда мы говорим о ней как о суперзвезде русской эстрады, Примадонне, ни у кого сомнений не вызывает, что она "полный вперед". Почему, если человек за 20 лет ничего не сделал вообще? Она что — спела что-нибудь, как Мария Каллас? Нет. У нее 3—4 песни Минкова, спетые замечательно, есть несколько блестяще сделанных записей в фильме "Король-олень", есть прекрасная работа в моей опере "Стадион", в фильме "Ирония судьбы". Но все это к большому искусству — настоящему свершению — отношения не имеет. В чем же тогда дело? Почему же этот человек — безоговорочная суперзвезда №1? Почему такая суперпопулярность, такой суперинтерес ко всем проявлениям ее жизни? Ответ: а кто его знает! Причем я тоже называю №1 — ее, но я не знаю, почему. То, что происходит с ее творчеством в последнее время, — это просто позор. И музыкальный, и интеллектуальный — какой угодно. "Король" забавляется... И почему я выпускаю пластинку за пластинкой, делаю свершение за свершением в музыке, а критики считают, что я себя не реализовал?! Вы чего? У меня 18 сольных альбомов, 3 балета, 3 оперы… Они изданы и регулярно продаются за деньги. Хе! Поставь на мое место Эрика Клэптона, он вообще ни одной пластинки бы не записал, если бы ему самому пришлось машину заводить по утрам при -25 градусах".
("Аргументы недели", 28.11.07)

Последние новости