"ВСЕ ПО-ЧЕСТНОМУ", БЕЗ ОБМАНА У РЕЖИССЕРА АСТРАХАНА ***** (за бокс)/** (за все остальное)
Бравый солдат Алексей (Ракитин) с детства увлекался боксом и накануне дембеля с блеском проводит серию боев на глазах у сотен сослуживцев. Все дружно уговаривают наблюдавшего за боем знаменитого тренера (Маклаков) взять талантливого парня к себе. "Что ж, уволишься — приходи ко мне", - соглашается старый боксер. Алексей счастлив. И вот весна. В смешной дембельской форме с пышными самодельными аксельбантами он бежит по Комсомольской площади к своей невесте, которая примчалась встречать его на мосфильмовском микроавтобусе прямо со съемок. Оказывается, честно дожидавшаяся его девушка успела стать подающей надежды актрисой и рассчитывает, что жених тоже скоро станет спортивной звездой. Да в этом никто и не сомневается! Но встреча с тренером на закрытой гламурной тусовке прошла совсем не так, как ожидалось. Крепко поддатый спортивный авторитет заявляет парню, что просто пошутил, не хотел огорчать его при армейских товарищах. А на самом деле никуда его не возьмет — Алексей бесперспективен, ибо лишен таланта. Парню ничего не оставалось, как крепко напиться и в одиночестве вернуться домой, где на лавочке его ждет встреча с бывшей одноклассницей Настей (Назарова), которая тоже пьет от горя — ее бросил разбогатевший муж. А поутру они проснулись и решили жить вместе — не по любви, а потому, что одинаково никому не нужны. Однако Алексей проявил спортивный характер, вспомнил, что занимался боксом всю жизнь и никогда не проигрывал. И он стал тренироваться, тренироваться, тренироваться… Дальнейшее развитие событий предсказать нетрудно, но все происходит вопреки законам жанра. Алексей устраивается младшим тренером, с энтузиазмом начинает работать с группой великовозрастных малоспортивных любителей и внезапно получает нокаут от дышащего перегаром нагловатого ханыги Вована. "Случайность" - думает Алексей, но чем дальше — тем хуже. У Вована врожденный талант класть любого соперника с одного удара, и этому невозможно противопоставить никакой энтузиазм, упорство и тренировки.
Проблема, которой посвящен фильм "Все по-честному", большинству людей знакома по "Моцарту и Сальери" Пушкина, но не по собственной жизни. "Где ж правота, когда священный дар,/ Когда бессмертный гений - не в награду/ Любви горящей, самоотверженья,/ Трудов, усердия, молений послан/ - А озаряет голову безумца,/ Гуляки праздного?.." Алексей в исполнении дебютанта Вадима Ракитина (участника — о, ужас — передачи "Дом-2") — честный, порядочный, обаятельный парень, способный и упорный спортсмен. Но — не гений. А подловатый ханыга Вован — гений. И ему — дано, а Алексею — нет. Человеку, столкнувшемуся с такой коллизией, остается одно — правильно, адекватно оценить себя. Найти себя и настоящее счастье в своем подлинном призвании, которое совсем не обязательно связано со славой. Кажется, последний раз внятно на эту тему в кино говорилось в фильме "Розыгрыш" Владимира Меньшова. Но герои этой легендарной ленты давно ушли со школьного двора, и в наступившем XXI веке говорить об отношениях моцартов и сальери остается только Дмитрию Астрахану в его своеобразной манере трэш-лубка. У критиков творчество Астрахана вызывает лишь насмешку (впрочем, у большинства критиков и индийское кино как таковое вызывает лишь глупое хихиканье). Между тем во всей этой лубочности содержится больше эмоциональной мощи, жестокой правды жизни и экзистенциальной глубины, чем в большинстве серьезных философских притч, на поверку банальных и поверхностных. Другое дело, что новые времена благоприятны явно для "сальери", а не для "моцартов". В картине Астрахана не только "кипит жизнь безумная, настоящая — всей своею бетономешалкою"; фильм снят азартно, драйвово и очень смешно, повороты сюжета и диалоги можно упрекнуть в чем угодно, но только не в предсказуемости и неправдоподобности характеров. А уж сцены, непосредственно связанные с боксом, оставляют какую-нибудь "Малышку на миллион" в глубоком нокдауне.
Своеобразная черная ирония Астрахана отражается не только в позиционировании фильма как "молодежной комедии" (это, по сути, прямая противоположность современным глянцевым молодежным комедиям), но и в ряде сцен — чего стоит хотя бы разговор героев о природе бессмысленного восторга публики на гламурной вечеринке. А названия фильмов этого необычного режиссера — вообще отдельная песня. С нетерпением ждем его следующей работы. Называться она должна так: "На свете живут добрые и хорошие люди".
Борис Гришин, InterMedia