АЛЕКСАНДР КУШНИР: "НАШИ РОК-ЖУРНАЛИСТЫ УМЕЮТ ТОЛЬКО МОЧИТЬ"
"Как-то раз мне надо было срочно сдать статью про ска-группу "Два самолета", в те годы моднейшую в столице. Я сделал с ними интервью, но никогда не видел их концертов. Цейтнот был полнейший, времени не оставалось совсем. Я взял статью из журнала Time про группу U2 и изменил в ней обстоятельства места и имена собственные. "И когда Вадим Покровский вышел на сцену, обдав публику ароматом Jack Daniels…" — ни фига себе ты пишешь, сказали мне. Вот примерно такая подготовительная школа пиара у меня была".
(ОБ УСТРОЙСТВЕ СВОЕГО PR-АГЕНТСТВА)
"Это такая горизонтально-вертикальная структура. Есть боевой авангард — телерадиоотдел, занимающийся продвижением в электронных медиа, литературно-критический отдел — там сочиняют пресс-релизы и проводят мониторинг прессы, региональный отдел — незаменим при поддержке туров — и отдел спецпроектов, занимающийся зарубежными музыкантами и немузыкальными акциями".
(В КАКОЙ МОМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЕ МУЗЫКАНТОВ ПРЕВРАТИЛОСЬ ДЛЯ НЕГО В БИЗНЕС)
"Наверное, сразу после того, как я закончил "Золотое подполье". Книга ушла в набор, вышла из набора, я съездил с ней на Франкфуртскую книжную ярмарку, вернулся — и передо мной встал выбор, чем заниматься дальше и кем быть. Можно было вернуться обратно в математику. Можно — просто пойти работать в газету, было несколько предложений. И тут вдруг пришло приглашение на месячную стажировку в Moscow Times, где нас учили азам шоу-бизнеса — и заодно выжимали из нас идеи. Самое смешное, что мы касались не столько того, как писать о музыке, сколько самой механики работы шоу-биза. Для меня это стало своего рода MBА".
(СФОРМИРОВАЛАСЬ ЛИ СРЕДА ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ЕГО АГЕНТСТВА)
"Среда никогда не бывает готова для какого-то дела — иначе тем или иным бизнесом сможет заниматься каждый дурак. Задача-то была проста: приехав с группой в тот или иной город, получить такую прессу и такое общественное мнение, чтобы группу захотели там видеть еще раз. Что для этого нужно сделать? Нужно дать собравшимся несведущим журналистам азбуку по данному артисту, но не забыть хорошенько пообщаться с продвинутыми — так, чтобы тот самый журналист сам звонил, выспрашивал подробности и добивался встречи с твоим клиентом. То есть надо начинать по крайней мере с элементарных вещей и просто не лениться — в устройстве этого дела, как видите, нет никаких микросхем. Просто я занимался не Аленой Апиной, а тем, кто мне реально нравился…"
(ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ВЫБИРАЮТ АРТИСТОВ)
"Все очень просто: мы не занимаемся теми, кто нас никак не возбуждает, счет проектов, которым мы отказали, идет на сотни. Завернуть клиента легче легкого — можно просто сослаться на занятость или назвать астрономический гонорар. Если я не понимаю, зачем этот артист мне сдался, чем он меня цепляет, я все завалю к чертовой матери, так что лучше и не браться. Я заранее знаю, с какими жанрами мы не будем работать никогда — это шансон и олдскульный хард-рок. Просто не будем, и все".
(НЕ ПОГУБИТ ЛИ ВЫПУСК "ХЕДЛАЙНЕРОВ" ЕГО БИЗНЕС)
"Быть бизнесменом, который зарабатывает деньги тем, что всем улыбается, немного скучновато. Делай, что хочешь, — и будь что будет. Просто положение таково, что после многих лет нашей работы все профессионалы известны по именам, их можно пересчитать по пальцам двух рук, но я отнюдь не рассуждаю в логике "куда вы от меня денетесь". Я написал пособие по ведению музыкального пиара в форме мемуаров — пусть все видят, как я работаю, и знают, что мы не "чего изволите". Показал, что в совместной работе мне нравится и что нет, — разве это плохо? А если я где-то показал, что люди после завершения отношений со мной провалили собственное продвижение, то старался делать это беспристрастно, приводя в доказательство вполне объективные факты".
(С СХОДСТВЕ ГРЕБЕНЩИКОВА С ФАДЕЕВЫМ)
"Один творит на ниве коммерческой поп-музыки, другой — на уровне, говоря громко, духовных посланий. Но нельзя забывать, что и то и другое — поп-музыка. И не стоит думать, что один для умных, а другой для быдла — люди устроены точно так же, как я. Одних цепляют слова Гребенщикова, других — музыка или идеи Фадеева. Приведу пример: когда я вел переговоры с издательством, то послал им для затравки две главы — про питерцев, "Аквариум", и про непитерца Фадеева. И думал, что мой редактор реагирует скорее на БГ — но тот перезвонил и сказал: вот эта глава про Фадеева — это же просто описание трагедии художника… Вот вам, собственно, ответ на вопрос".
(ПОЧЕМУ В "ХЕДЛАЙНЕРАХ" ПРЕЗРИТЕЛЬНО ОТЗЫВАЕТСЯ О ЖУРНАЛИСТАХ)
"Это, увы, оправданное и взвешенное отношение. Мое агентство занимается огромным количеством неизвестных групп, которые по определению — я подчеркиваю, по определению! — должны быть интересны музыкальным журналистам. Но нет — московская музыкальная тусовка любит поехидничать: мол, звонки кушнировских сотрудников — это наш самый страшный в жизни кошмар, не знаем, куда от них деваться. Я не помню, когда я в последний раз встречал на концерте молодой группы сотрудника дирекции программ какой-нибудь FM-радиостанции. Люди со звукозаписывающих лейблов не ищут молодых артистов в маленьких клубах, они предпочитают их делать из ничего. Я прекрасно знаю, на какие ухищрения приходится идти, чтобы собрать ленивых, никуда не желающих ходить журналистов на элементарную пресс-конференцию — выполнять, на секундочку, свои профессиональные обязанности".
(О МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТАХ)
"Как такового рок-журналистского корпуса у нас нет, а есть огромное количество людей, компилирующих и перепечатывающих светско-бульварную муру про одних и тех же смертельно надоевших артистов! Когда компетентных журналистов будут тысячи, тогда я смогу, не привирая, описывать многих из них в своих мемуарах как увлекательных и поучительных собеседников. Многие из тех, кого я ценю и уважаю, процитированы в "Хедлайнерах". Переформулируя название знаменитого фильма, сегодня быть молодым артистом в России не то что нелегко, а невозможно. Нормальных журналистов — десять-двадцать, рекорд-лейблов — пять, профессиональных пиарщиков… ну понятно (смеется)".
(КАК ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ ЖУРНАЛИСТЫ)
"Обратиться к опыту несуществующего Melody Maker и ныне здравствующих New Musical Express и Q. Брать молодые, неизвестные группы, писать о них беспрерывно, поднимать на щит, раскручивать до состояния полноценных звезд — а потом начинать мочить за малейшую провинность или проходняк, не давая спуску. Именно так эти СМИ поступали с Dandy Warhols, Killers, Franz Ferdinand, My Chemical Romance, Kaiser Chiefs. Кто-то выстоял и выстрелил, кто-то нет. И еще вот что: я, например, все свободные деньги трачу на диски и поездки в Лондон на концерты молодых групп. Для меня это нормально, я этим живу — но так должен жить не только пиарщик, но и критик! А наши рок-журналисты любят только мочить — и жаловаться на состояние шоу-бизнеса. А чтобы изменить сознание промоутеров, надо положить им на стол пухлую папку с публикациями про группу. А откуда она возьмется при нынешнем положении, при журналистской лени и отсутствии жажды жизни и новой музыки?"
("Эксперт", 03.12.07)