ПОД ЗАНАВЕС ФЕСТИВАЛЯ "ВОЗВРАЩЕНИЕ" ВСЕ ЗАСНУТ
В пресс-конференции к членам жюри присоединились художественные руководители фестиваля "Возвращение" - гобоист Дмитрий Булгаков и скрипач Роман Минц, а также гендиректор Госконцерта Константин Воробьев. Эта организация, начиная с грядущего январского форума, выступает в качестве партнера, однако ее глава считает, что нынче это участие проявилось еще недостаточно, так как "мы поздно подключились". Г-н Воробьев подчеркнул два самых важных повода для сотрудничества. По его словам, "государство российское не заинтересовано в возвращении на родину эмигрировавших молодых музыкантов", и Госконцерт является "единственной государственной структурой, которая работает в этом направлении". Помимо этого, организация "заинтересована в поддержке камерного искусства". "Камерная музыка имеет свое очарование и обаяние, так как минимизирует расстояние между исполнителем и слушателем", - считает он. Глава Госконцерта выразил надежду, что поддержка следующего, XII форума, будет значительнее и мероприятие пройдет не только в Рахманиновском, но и в других залах.
Участников "Возвращения" попросили рассказать о некоторых программах. Так, программа открытия 6 января получила название "Одержимость". По словам Романа Минца, "первоначально предлагалось назвать концерт "Obsession", что переводится и как "наваждение", и как "одержимость", имея в виду то состояние, когда поведение человека выходит за обычные рамки — религиозный экстаз, сон". Большинство сочинений концерта-открытия имеют религиозный подтекст. Впервые в России прозвучит сочинение Освальдо Голихова "Мечты и молитвы Исаака Слепого", посвященное, по словам художественного руководителя фестиваля, "человеку, который считается родоначальником Каббалы". Другой вечер (10 января) посвящен киномузыке, "ставшей академической, и наоборот". Под "наоборот" имеются в виду классические опусы, написанные изначально не для жанра кино, но включенные режиссерами в свои ленты. "Один мой знакомый говорил, что Прелюдия Баха у него ассоциируется с "Солярисом" Тарковского", - пояснил Роман Минц.
В этом году соблюдены традиционные принципы фестиваля — его программы никогда не повторяются, завершает музыкальный марафон премьера специально написанного для фестиваля сочинения. В этом году таким произведением станет цикл "Колыбельные песни" для голоса и инструментального ансамбля Андрея Дойникова. По словам автора, произведение первоначально "подавалось в программу для киномузыки", так как самая первая колыбельная была написана в 2003 году для мультфильма "Гармонист". Однако в анимационном фильме музыка Дойникова не звучит, так как он расстался с командой создателей. Постепенно у музыканта "образовался цикл колыбельных". "Моя знакомая, солистка ансамбля "Сирин" Тина Георгиевская собирает фольклор. Она предложила мне несколько северных колыбельных, - поясняет Андрей Дойников. — Я обработал их, но склоняюсь к мысли, что это не моя музыка, а фольклорная". На фестивале колыбельные прозвучат в исполнении Тины Георгиевской — по словам автора, "она умеет петь, так гипнотизируя слушателя, что все засыпают". "Он нас об этом не предупреждал", - оживился Роман Минц. Еще одна интрига премьеры — состав инструментального ансамбля еще неизвестен.