"ЗЕЛЕНЫЙ ТЕАТР В ЗЕМФИРЕ": ВОЛШЕБСТВО ЗЕМФИРЫ В ЗЕЛЕНОМ ТЕАТРЕ ****
Когда выяснилось, что смонтированный Литвиновой концерт Земфиры в Зеленом театре, собираются прокатывать в кинотеатрах, я сначала удивился, а потом вспомнил первый собственный опыт просмотра концерта в кино. Это был фильм "ABBA", на сеанс которого мама почему-то взяла маленького меня. Много позже я узнал, что режиссером снятой в 1977 году хроники австралийских гастролей шведского квартета был Лассе Халльстрем. И хотя в ленте даже был немудреный сюжет о незадачливом репортере, гоняющемся за ABBA по всему континенту, главное впечатление на грани шока произвела на меня музыка Фриды, Агнеты, Бенни и Бьорна. Современный мальчик, вернувшись домой, немедленно скачал бы их из Интернета. Ребенок 70-х начал мечтать о том, что когда-нибудь у него будет магнитофон, и тогда он придет в кинотеатр и запишет на микрофон все эти волшебные песни.
Прошло более 25 лет, прежде чем подросший мальчик еще раз пришел в кинотеатр смотреть концерт. И "Волшебство Queen в Будапеште", и десятки других знаковых и не очень шоу за это время было просмотрено по ТВ, VHS и DVD, пока не появился продукт, увидеть который действительно лучше в кино. В "Зеленом театре в Земфире" все компоненты достойны друг друга и складываются в нечто большее, чем фильм-концерт — что, конечно, не помешает поклонникам Земфиры петь хором на сеансах в цифровых залах; даже журналистам на пресс-показе сложно было сдержаться. В центре ленты — прошлогодний концерт Земфиры, ставший последним перед выпуском престранного альбома "Спасибо". В Зеленом театре музыканты уже новые, а программа еще старая, состоящая практически из одних хитов, очень выигравших от того, что к их исполнению приложили руку импульсивный клавишник Дмитрий Шуров и трубач Константин Куликов. Концерт получил не менее трех эмоциональных кульминаций — с фееричными вставками из Deep Purple и "Шизгары", с земфириной классикой, исполненной в другой тональности; не зря в одной из строчек "Пробок" певица спела "все, наверно, могло быть иначе, если б не эти аранжировки". "Почему", "Прости меня, моя любовь", "Небо Лондона", "Ракеты", "Доказано", "Девочка созрела", "Брызги", "Анечка" (перед ней Земфира осталась в маечке), "Шкалят датчики", "Хочешь" - для полного счастья не хватает только "Ромашек". Ну и — такую живую и пластичную Земфиру вряд ли видели даже постоянные посетители ее концертов. Обилие крупных планов обнажает ее эмоции, которые оказываются глубокими, разнообразными и ничуть не наигранными, даже когда она начинает песню "Доказано" с выражением лица, более приличествующим солисту группы "Дюна". Земфира красива и счастлива на сцене — и наблюдать за этим одно удовольствие: она улыбается, кривляется, носится, танцует — и все это выглядит очень уместным.
В этом, конечно, заслуга не только певицы, но и Ренаты Литвиновой, которая смонтировала всЈ с невероятной любовью. Фальшь первых минут, когда певица картинно подплывает к парку Горького на катере и общается с фониатром, забывается, как только она начинает петь. Голос звучит, слышно каждое слово, шкалят датчики, и Литвинова сдержанными спецэффектами добавляет правильных мазков. Главный спецэффект здесь — это отсутствие клипового монтажа с судорожной сменой планов, почти убившего жанр телеконцерта. Но и остальные ненавязчивые режиссерские ходы усиливают впечатление — будь то вовремя сделанный стоп-кадр, смена резкости или льющийся прямо в камеру дождь.
Разговорные же вставки выводят ленту за рамки жанра "фильм-концерт для фанатов". Собственно, очень многое про Земфиру можно понять просто по ее крупным планам, однако монологи, иногда превращающиеся в диалоги с Ренатой, добавляют мировоззренческих моментов и, как ни неожиданно, юмористических. "Чего-то ты какое-то тупое интервью у меня берешь, как для журнала. Мяса давай!" - после чего идет пресловутая съемка с мобильника, где все музыканты и сама Земфира стягивают с себя майки. Стейдждайвинг певицы тоже зафиксирован только в адском мобильном качестве — и страшно за артистку куда сильнее, чем если бы это снимал профессиональный оператор. Из разговорных вставок можно также узнать, что Земфира с годами только хорошеет, что у нее дома есть рыбки и что петь она собирается долго и хорошо. "Главный критерий — время. Надо дождаться и посмотреть, как все будет" - "Прям с небес, что ли?" - уточняет Рената Литвинова, и ответом ей служит веселый смех.
Алексей Мажаев, InterMedia