"НЕФТЬ": В ЧЕРНОТЕ, ДА НЕ В ОБИДЕ ****

Пресс-показ драмы "Нефть" (There Will Be Blood, США, 2008, режиссер - Пол Томас Андерсон, в ролях - Дэниел Дэй-Льюис, Пол Дано, Киран Хиндс, Джон Керри, Джим Мескимен) прошел в кинотеатре "Каро фильм Атриум" 28 января.
Дэниел Плэйнвью (Дэй-Льюис) ищет в калифорнийской земле сначала золото и серебро, затем — нефть. В сопровождении маленького сына он шаг за шагом осваивает новые шахты, заключает договоры, скупает земли. Однажды Плэйнвью узнает, что в округе захолустья под названием Маленький Бостон нефть бьет прямо из-под земли. Он уговаривает местное население продать ему участки и начинает долгий путь к богатству и власти. Но на его пути стоит молодой проповедник секты Третьего Пришествия Илайя (Дано). Постепенно из души Плэйнвью уходит все человеческое…
По сути, фильм имеет не очень-то много отношения к роману Эптона Синклера "Нефть!", который только натолкнул режиссера Пола Томаса Андерсона ("Mагнолия", "Ночь в стиле буги") на мысль снять кино о калифорнийском нефтяном буме в Америке начала ХХ века. Эптон Синклер ("Джунгли", "Автомобильный король") вошел в историю как один из "разгребателей грязи" - журналистской формации (сей хлесткий термин принадлежит президенту Теодору Рузвельту), которая на рубеже веков взяла на себя смелость разоблачать акул капитализма и их нечестный промысел. Роман "Нефть!", вышедший в 1927 году, взрывал изнутри коррупцию нефтяной промышленности и базировался на биографиях таких одиознейших воротил, как Эдвард Доэни и Джон Рокфеллер. Андерсон, завороженный первой частью романа, где скрупулезно описывается, как именно добывается черное золото, экранизировал этот процесс с не меньшей тщательностью. Добрая половина экранного времени посвящена работе шахтеров и озвучена напряженной музыкой гитариста группы Radiohead Джонни Гринвуда. Эпический размах действия и мрачный саундтрек превращают добычу нефти в поистине адский процесс. Преисподняя, взрывающаяся фонтанами жирной грязи, окрашивает черным не только плоть, но души охотников за ископаемыми. В такой ситуации кровь неизбежна. Об этом писали и Джек Лондон, и Брет Гарт, а уж сколько фильмов было снято — и не сосчитаешь. В этой связи во время просмотра возникает своеобразный киноколлаж, рождающий мизантропический коллапс. Понятно, что в эпических полотнах о превращении простого человека в магната без сердца нет места дешевым сантиментам. Но если в "Сокровище Сьерра-Мадре" Джона Хьюстона герой Хэмфри Богарта под воздействием губительной силы золота превращался в зверя, Дэниел Плэйнвью, несмотря на грех убийства, обретает в сердце чудовищную пустоту. Перед нами разворачивается трагедия не тигра, а койота. Погоня за нефтью оборачивается мистической метафорой медленного нравственного опустошения, которое Дэниел Дэй-Льюис играет с поразительной точностью. И все же картине немного не хватает конфликта — твердолобого, прямолинейного, как нефтяная вышка. Мелкие столкновения новоявленного капиталиста и сектанта обрамлены настолько мощной визуальной формой, что за ней, увы, нередко теряется содержание. Складывается ощущение, что с Плэйнвью могло происходить все что угодно, мог быть уместен любой другой сюжет на заданную тему, предшествующий драматическому финалу. Когда в другом, пусть и не слишком удачном эпике - "Гигант" Джорджа Стивенса - на фоне нефтедобычи разворачивался банальный любовный треугольник (Рок Хадсон, Джеймс Дин, Элизабет Тейлор), это срабатывало на все сто, пусть и в укор реализму. Попытка Андерсона быть социально правдивым увела его прочь от "развлекательности", но проиграла эмоционально. Претензии эти касаются только сюжета, поэтому не стоит забывать обо всех прочих достоинствах. Экранизация (пусть и вольно) Синклера в наши дни сама по себе является поступком, равнозначным подвигу.
Анастасия Белокурова, InterMedia

Последние новости