КИРИЛЛ КОМАРОВ — "SENSENSE" ***
После нескольких альбомов, наполненных скучнейшими песнями, петербургский рок-бард и блюзовый гитарист Кирилл Комаров решился на творческий эксперимент. В новом диске г-н Комаров замахивается ни много ни мало на Бобби Макферрина, способного любой джазовый стандарт исполнить посредством одного лишь голоса, не прибегая к помощи инструментов. Кирилл тоже отказался от музыкального сопровождения, но пришел не к джазу, а к некой смеси рэпа, психоделики, африканского ритма и русских народных скороговорок. Идея, конечно, хороша, но на месте составителей пресс-релиза я бы не стал говорить, что "Sensense" "не имеет аналогов в российском и западном искусстве". Правда, к другим предупреждениям, содержащимся в релизе и буклете, есть смысл прислушаться: "Кирилл Комаров не рекомендует слушать альбом "Sensense" за рулем"; "Прослушивание "Sensense" в наушниках и с закрытыми глазами может быть небезопасным для вашей психики"; "Возможные побочные эффекты (все - временные): головокружение, смена доминантного полушария, изменение гормонального фона, позывы к плагиату, икота, сатори, беременность"; "Если "Sensense" вызвал у вас негативные эмоции, немедленно проявите их одним из следующих способов: подвергните диск механическому или магнитному воздействию или способствуйте попаданию на него солнечных лучей или влаги". В общем, действительно так: впечатлительные люди могут впасть в тот же транс, без которого невозможно была бы запись этого альбома, а для охмурения юных девушек артистического склада пластинку можно подсовывать им в комплекте с Кастанедой и Сашей Соколовым.
Всем прочим слушателям хочется порекомендовать не относиться к "Sensense" слишком серьезно. Безусловно, работа заслуживает уважения, но, если поверить фразе "в альбоме нет незначащих звуков", то возникнет желание разобрать эти звуки по косточкам — что может оказаться невыгодно для их автора. Потому что здесь, пожалуй, нет трека, в котором текст был бы равноценен "музыке" — на первый план вечно вылезает что-нибудь одно: либо потрясающая работа с ритмом ("Ты идешь"), либо конструктивистские словеса. Стоит восхититься шаманским речитативом и попытаться прислушаться к тексту трека, как выясняется, что слова вполне беспомощны. И наоборот — удачные тексты сопровождаются банальными "аранжировочными" решениями. До Макферрина Кириллу Комарову очень далеко — его голосовой аппарат позволил сымитировать только барабаны и перкуссию. "Вокал — мое слабое звено. Как я буду показывать людям то, что я делаю плохо? — спрашивал себя музыкант. И сам же отвечал: - Покажи, что ты делаешь плохо! Это ощущение вызова". В результате альбому очень не хватает именно интонационного разнообразия. Когда небезынтересные скороговорки произносятся все время одинаково, сконцентрироваться на этом бубнеже без опасности для психики довольно сложно. Тут бы Комарову и сосредоточиться на том, что получалось в рамках этого альбома лучше всего — на околофолковых ритмических потешках. Однако музыкант стремится объять необъятное в стремлении обойтись без "незначащих звуков" - и весь его труд, в общем-то, в них и вязнет.
Алексей Мажаев, InterMedia