"ПОЦЕЛУЙ НЕ ДЛЯ ПРЕССЫ": ЧИСТЫМИ РУКАМИ **
(Быт. 2:24; см. также Мф. 19:5)
Премьера мелодрамы "Поцелуй не для прессы" (Россия, 2008, режиссер — Ольга Жулина, в ролях — Андрей Панин, Дарья Михайлова, Александр Белявский) прошла в кинотеатре "Художественный" 11 февраля.
Трепетная и нежная стюардесса Таня (Михайлова) однажды, холодной советской зимой, прилетает в Ленинград, где встречает человека. Александр Александрович Платов (Панин) — личность почти загадочная. Закончил юрфак, владеет самбо, в совершенстве знает немецкий. Кем работает — непонятно. При этом — простой, душевный человек, патриот своего города, предпочитающий ленинградскую булку всем хлебам мира. Прогулки по ночным улицам города на Неве сближают молодых людей, и вот уже Таня мчится на крыльях (в прямом и в переносном смысле слова) на редкие свидания с любимым. Роман заканчивается свадьбой. Александр Александрович Платов получает назначение в Германию, где советские люди впервые вкушают горький привкус буржуазной жизни — бары, коктейли, стриптиз. Жизнь идет своим чередом: рождение двух дочерей, возвращение в Ленинград, перевод в Москву… Татьяна будет страдать оттого, что мужа постоянно нет дома, цитировать Пушкина, воспитывать дочерей. Однажды она посмотрит на мир из окна президентского номера. "Я хочу быть на своем месте и приносить пользу людям", - примерно так станет оправдываться он. Она поймет и не осудит.
Первая и пока единственная попытка создания своего рода байопика про президента Путина интригует общественность не столько содержанием и формой, сколько мощной пиар-акцией, творящейся вокруг. Разговоры о том, что сценарий основан на интервью с Людмилой Путиной, тот факт, что фильм был снят в 2003 году и пролежал "на полке" пять лет, чтобы выстрелить в аккурат к новым выборам, дебош нацболов на премьере прямо в объектив американскому телевидению и, наконец, сообщения в прессе о том, что лента запрещена, и, что самое страшное, - весь (!) тираж DVD арестован. А ведь 14 февраля, в День святого Валентина, фильм должен был появиться на прилавках магазинов. Выбор носителя не случаен: эта картина, как уверяют авторы, предназначена для вдумчивого просмотра всей семьей, дабы попкорн и гогот рядовых посетителей кинотеатров не мешали адекватному восприятию "стороны, куда ветер дует".
Задумано неплохо. Вот Александр Александрович Платов рвется в больничную палату к попавшей в аварию жене, вот он вытаскивает своих детей из горящего загородного дома, вот он же жертвует Новым годом в кругу семьи, чтобы подбодрить солдат в Чечне, в общем, демонстрирует моральные качества "человека не для печати". Не политика, недвусмысленно пригрозившего Украине по поводу вступления в НАТО, а мягкого, любящего мужа и отца. С другой стороны, упорные заявления создателей картины, что они имели в виду не Путина, а некий собирательный образ политического деятеля наших дней подтверждают теорию одного из критиков о том, что мы имеем фильм вроде как о Владимире Владимировиче, да нет, не о нем. Факты из биографии Путина налицо - служба в КГБ, командировка в Германию, жена-стюардесса, работа с мэром Питера, перевод в Москву, избрание президентом — даже дом горящий, в конце концов. Однако у некоторых может сложиться ощущение, что перед нами этакая квази-фантастика о параллельной вселенной. Сам факт, что Платов служит не в ГДР, как Путин, а в некой "Германии", где в 80-е годы цены указаны в евро, явно указывает на то, что действие происходит не в нашем мире. Ведь и занимается кино-президент не дзюдо, а самбо, а уж о противоестественном поведении солдат в Чечне, наперебой цитирующих "Евгения Онегина", и говорить как-то неловко. К тому же в фильме присутствует мистика - предсказание Великого Будущего, сделанное Татьяне в Германии русской эмигранткой: жена два раза невольно спасает Платова от смерти.
В таком контексте совершенно логичным выглядит поведение на премьере нацболов, скандировавших "Нам нужна другая Россия". Так вот же она, на экране - именно другая Россия, Россия из параллельного мира. "Хоть похоже на Россию - только все же не Россия". И если смотреть на это кино именно такими глазами, смысл создания данного опуса становится еще более загадочным.
Художественная сторона дела интригует не меньше. Навязчивый образ больших красных яблок, то и дело возникающих в кадре, очевидно, олицетворяющих чистоту души главной героини, безусловно, является оригинальной кинематографической находкой. Как и звучащие к месту и нет пушкинские строки, почему-то задуманные вызывать ассоциации схожести образов жены президента и Татьяны из "Евгения Онегина", недаром же их зовут одинаково. Ведь история, рассказанная зрителям, показана нам глазами женщины, а значит, просто обязана быть лиричной. Досада берет только оттого, что в советские времена, когда примерно в таком же ключе снимали фильмы про Ленина, цензура не позволяла пытливым кинематографистам взглянуть на жизнь вождя глазами его жены Надежды Константиновны Крупской. Тогда в архиве "важнейшего из искусств" мы имели бы первоклассный оккультно-мистический хоррор.
Анастасия Белокурова, InterMedia