АЛЕКСАНДР БАШИРОВ: "Я СЧИТАЮ СЕБЯ РУССКИМ… НУ И ТАТАРИНОМ, КОГДА МНЕ УДОБНО"
"Вообще, по правде сказать, я не имею таких уж больших актерских амбиций. Да и актером себя по большому счету не считаю. Актер — это все-таки серьезная судьба, люди в театрах работают. А я и представить себе не могу, чтобы пойти работать в театр…"
(ПОЧЕМУ НЕ ХОЧЕТ РАБОТАТЬ В ТЕАТРЕ)
"Да просто не вижу смысла особого. Театр для меня анахронизм. Не то что вымирающее нечто — просто достаточно снобистское искусство. Немного пугающее даже. Элемент машинерии какой-то, бюрократии. Совершенно, как мне кажется, неактуально. Ну что такое театр? Наш каждый день — театр…"
(О СВОИХ НАПОЛЕОНОВСКИХ ПЛАНАХ)
"Перевернуть мир, новым Фассбиндером стать — чего-то такого хотелось во ВГИКе. Четыре-пять фильмов в год, куча спектаклей, радиопьес, сценариев — безумная жизнь… Да не, на самом деле к большому успеху я не стремился. Даже не мечтал об этом. Не планировал, чтобы меня узнавали на улицах и в барах… И в вендиспансерах. Кхе-кхе…"
(О ЗНАКОМСТВАХ В КРИМИНАЛЬНОМ МИРЕ)
"Какие могут быть связи с криминальным миром? Были какие-то знакомства — как у всех. Ну как: идешь по улице, тебя хватают, суют в машину, привозят в притон и говорят: "Саша, давай выпьем, посидим, ты же такой классный". Я еще думаю: "Господи, Чикаго какое-то". Это что, связи? Конечно, если б это были 30—40-е годы, я бы тогда развернулся…"
(О РУССКОМ ХАРАКТЕРЕ)
"Это уже национальный характер наш. Все ведь от климатических особенностей идет. У нас лето короткое, зима длинная — всегда было рискованно земледелием заниматься. Будет урожай — не будет? А еще татары придут, немцы — да кто угодно. Поэтому русский мужик думал: "А ну его на... Авось пронесет".
(КЕМ СЕБЯ СЧИТАЕТ)
"...Я считаю себя русским… Ну и татарином, когда мне удобно".
(О РАЗЛИЧИЯХ МОСКВЫ И ПИТЕРА)
"Я особо не залезал в эту разницу своеобразия, я мало знаю на самом деле, мало тусуюсь. Но вот чем питерский юмор отличается от московского? Питерский — парадоксальный, жесткий. А московский… Пошлый, да? То есть Москва не является формулоуловимой, что ли. Вся пышность эта, она привлекательна по-своему, но… В общем, китч на китче и китчем погоняет, да?"
(О ПОЛИТИКЕ)
"Не, далек от нее. Я пытался заниматься политикой, снял фильм о Югославии, когда там агрессия была. Фильм никуда не пошел, ну я и разочаровался. Кино оказалось инструментом безвредным, если его использовать в политических целях. "Железная пята олигархии", другой мой фильм, — это сатира такая: социальная, политическая, да? Некоторым образом открыла людям глаза на происходящее. Так что надо, надо, как говорится, пером и словом жечь сердца. Естественно, я имею свою позицию. Она не оригинальна. За самобытность, за уникальность. Против унификации. Но вообще сейчас период конформизма. Люди жаждут только одного — наесться".
(О МИСТИКЕ В КИНО)
"Мистики вообще мало, а в кинопроизводстве тем более. Есть только мистика в разгильдяйстве, в нарушении техники безопасности, в отсутствии кинопрофсоюза. Вот это действительно мистика... Там мало чего получилось на самом деле. Все быстро как-то было…"
(О НЕДОВОЛЬСТВЕ СВОЕЙ РАБОТОЙ В КИНО)
"Я не очень размахнулся, что ли, чего-то мне там не хватило. Может быть, времени чисто физически — сериал все-таки. Но у меня ощущение, что можно было лучше сделать. Вот всегда у меня эти засученные режиссерские рукава, все самому хочется сделать".
(ЧТО БЫ НЕ СЫГРАЛ НИКОГДА В ЖИЗНИ)
"А что невозможно играть? Каннибала можно сыграть? Энтони Хопкинс сыграл. А что, нельзя играть Нерона? Это же все не морально-этические проблемы, это проблемы художественные, да? Проблемы странных вещей: характера, сверхзадачи, зерна образа. Или разве Джонни Депп с Дель Торо не сыграли "Ситуацию в Лас-Вегасе"? Помните этот фильм, да? Где два наркомана с ума сходят?.."
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО УЖЕ ДВА ГОДА В ЗАВЯЗКЕ)
"Такого я сказать не мог. Может, сказал: два месяца? Да нет, я не завязываю, потому что и не пью особо. То есть пью, но не запойно, а так: день попью — неделю лежу больной".
("Московский комсомолец", 13.02.08)