"ЕЩЕ ОДНА ИЗ РОДА БОЛЕЙН": БЕЛОСНЕЖКА ПРОТИВ ЗОЛУШКИ ***
В родовитом семействе Болейн подрастают две дочери: старшая — темноволосая бойкая Анна (Портман) и младшая, нежная, беленькая, тихая Мэри (Йоханссон). Время идет, девочки взрослеют, а честолюбивые амбиции их отца, сэра Томаса, не утихают. Пользуясь тем, что его шурин Говард, герцог Норфолк, играет видную роль при дворе Генриха VIII, он несмело предлагает выросшую Анну на роль метрессы короля — благо уже ни для кого не секрет, что королева Екатерина не способна родить стране наследника престола. Самой Анне не слишком по душе эта мысль, чем она и делится с обожаемой младшей сестрой, успевшей к этому времени выйти замуж за своего невзрачного, но любимого поклонника Уильяма Кэри. Однако не по душе лишь до той поры, пока Генрих не приезжает в замок семейства Болейн. А сама Анна, напротив, приходится его величеству даже очень по душе — но до той поры, покуда он, устремившись на охоте за добычей, указанной все той же Анной, не влетает в ров: бесчувственного, его приносят в замок. Первый, кого видит король, придя в сознание, - Мэри Кэри, урожденную Болейн.
Фильм снят по одноименному роману английской писательницы Филиппы Грегори; вероятно, это тот нередкий случай, когда экранизация оказывается хуже литературного первоисточника — пусть пока и не столь широко известного. Хлесткая, жесткая, порой жестокая, лишенная сантиментов (что не означает — сухая) проза Грегори, совсем нехарактерная для "дамских", пусть и исторических, романов, заслуживала того, чтобы с ней обошлись иначе. Трагическая история, всех без исключения участников которой невозможно изобразить в черно-белых тонах, превратилась в предсказуемую "слезовыжималку". Это тем удивительнее, что над сценарием работал не кто-нибудь, а Питер Мортон, нарастивший, выражаясь выспренне, мясо на сюжетный костяк таких отличных фильмов, как "Королева" и "Последний король Шотландии"; ну да сценаристы — люди подневольные. "Еще одну из рода Болейн" можно было бы, не кривя душой, назвать рядовой костюмной мелодрамой (костюмы в самом деле хороши весьма), когда бы не Натали Портман. Строго говоря, картина — ее бенефис, именно ее Анна здесь — главная героиня, что бы там ни гласило название фильма. Анна соблазняющая, лгущая, надменная; Анна — та, что уничтожает счастье младшей сестры одним взглядом, и та, что, до последнего надеясь на помилование, все же храбро произносит за несколько секунд до казни: "Добрые христиане, я явилась сюда умереть, как того требует закон — ибо по закону меня судили и приговорили к смерти, и посему не стану против того возражать". Словом, образ именно той Анны Болейн, что говорила: "У палача не будет со мной много хлопот — шея моя не так длинна", возникает на экране стараниями Натали Портман вместо двумерного создания, призванного худо-бедно оживлять историю о не совсем обычном любовном четырехугольнике, у главных действующих лиц которой — имена подлинных исторических персонажей. На фоне своей яркой экранной "сестры" непривычно смиренная Скарлетт Йоханссон тушуется и отходит в тень — впрочем, ей и по сюжету так положено, хотя нет-нет да мелькнет сомнение в том, что, даже поменяйся они ролями, "честная Йо" смогла бы передать словами то, что Портман порой удается буквально движением ресниц. К достоинствам фильма относится и удачный подбор актеров: каждый из них как минимум уместен именно в той ипостаси, какую отвела им режиссерско-продюсерская воля, а кто-то, как, например, Джим Стерджесс или в особенности Ана Торрент, умудряются пойти дальше и создать полноценные характеры, даром что роли их не слишком значительны. Вообще, жаль, что линия, связанная с Екатериной Арагонской, обрывается так внезапно (ни слова не сказано, к примеру, о кончине первой королевы Генриха, наступившей уже в ту пору, когда король и Анна были женаты, и последующем скандальном облачении знатной четы в желтые одежды — а между тем какой лакомый эпизод это мог бы быть с кинематографической точки зрения!), да и рассказ о возникновении Англиканской церкви выглядит, мягко говоря, довольно наивно — впрочем, странная несвязность событий, нестройность композиции вообще могли бы стать фирменным знаком этого фильма. Однако свою главную задачу лента выполняет: заставляет прямо-таки со слезами на глазах следить за ее событиями, одновременно слегка просвещая. Историю по этому фильму учить категорически не рекомендуется (опять же - книга для этого подходит больше), но по крайней мере рядовому зрителю теперь станет ясно, откуда в буквальном смысле взялась та, о которой он, зритель, знает куда больше, чем о ее высокомерной, умной и несчастной матери, - королева Елизавета I. Которая, кстати, тоже отчасти - еще одна из рода Болейн.
Наталья Корнилова, InterMedia