"МОЙ ДОМАШНИЙ ДИНОЗАВР": КОМУ ВОЙНА, КОМУ ЛОХНЕССКОЕ ЧУДОВИЩЕ ***
Маленький мальчик Энгус Макморроу (Алекс Этель) нашел большое яйцо, откуда вылупился не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка, которую чуть позже весь мир узнал под именем "Лохнесское чудовище". Теперь Энгусу есть с кем дружить и о ком заботиться... Сюжет фильма — типичный для всех историй об одиноких детях, у которых появляется сказочный друг, то ли настоящий, то ли выдуманный, вроде Карлсона, домовенка Кузи, ET и т.п. - помещен в антураж Второй мировой войны. Вероятно, студия Walden Media, сделавшая в том числе "Хроники Нарнии", считает это время особенно подходящим для детских сказок. Ведь и жизнь тяжелая — 1942-й год, фашисты в ста милях от Шотландии, - и взрослым совсем не до тебя: у мамы (Эмили Уотсон) много забот, а папа, которого так ждет маленький Энгус, погиб еще год назад, но мальчику так и не решились об этом сказать. Так что эскапизм в мир собственных фантазий — это еще меньшее из зол для него...
В принципе, взрослые нужны в зале, вероятно, лишь для того, чтобы объяснить детишкам постарше, что такое Вторая мировая, кто такие фашисты, что такое вражеские подлодки и почему нужно было сфальсифицировать фотографию Несси 60 с лишним лет назад. Дошкольникам и младшим школьникам, которые составляют основную целевую аудиторию это картины, эти детали неинтересны. Они и так до истерики переживают за Крузо (так назвал своего питомца мальчик), когда за ним гонится злобный бульдог Черчилль, на него охотятся скучающие в тылу английские вояки, когда надо перепрыгнуть через железную сетку для ловли подлодок и уйти от погони в море. Спецэффекты от создателей "Властелина колец" и "Кинг-Конга" и впрямь хороши. Даже циничные тинейджеры жарко полемизируют на весь зал с героями на экране, и даже самые начитанные дети верят в монстра озера Лох-Несс, хотя выглядит он сперва как тюлень с зубами и рогами, а потом как дракон с китовым хвостом. Кстати, это и не динозавр вовсе (на что указывает английское название фильма, но от чего открещиваются наши переводчики-прокатчики), а существо из древней кельтской легенды.
Несмотря на кажущуюся несочетаемость компонентов — взрослые проблемы военных и вдовы с двумя детьми, вполне документальные факты появления легенды о лохнесском чудовище и дружба мальчика со сказочным чудовищем — они очень удачно дополняют друг друга и складываются во вполне логичную и, главное, эмоционально достоверную историю. То ли дело здесь в английских актерах (в большинстве своем — театральных), то ли в том, что американский режиссер Джей Рассел снимал мало художественных, зато много документальных фильмов. Слегка смущает все ж таки развязка в духе (если не сказать больше) "Освободите Вилли!". От нее как раз за версту несет Голливудом не в лучшем смысле этого слова.
Екатерина Алексеева, InterMedia