ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ "COSMOPOLITAN LIVE. THE PORTRAIT — AL DI MEOLA AND LEONID AGUTIN. LIVE IN MONTREUX" ***

Tru Note Records/Varum Records. Релиз DVD состоялся в феврале.
В годы расцвета музыкального телевидения мы посмотрели много подобных фильмов из серии "Бойцы вспоминают минувшие дни", где поседевшие и полысевшие музыканты, любовно обнимая видавшую виды гитару, глубокомысленно изрекают в камеру что-то вроде: "И тогда мы поняли, что если продадим много дисков, то у нас будет много группиз и героина". А его коллега по группе, непременно покряхтывая и подмаргивая, добавляет: "Стив всегда был самым большим шутником среди нас". Такие "Истории в деталях" до сих пор снимаются десятками: среди них попадаются как достойные работы, представляющие интерес не только для фанатов конкретного музыканта, так и жалкие поделки — это когда создатели ленты халтурят и опрашивают не главных героев, а каких-то второстепенных кретинов. В любом случае, среди работ этого жанра нечасто встречаются фильмы, посмотреть которые обязан каждый уважающий себя меломан, - в основном это развлечение для верных поклонников, способных подловить на фактической ошибке не только сценариста, но и размечтавшегося о своем прошлом старпера с гитарой.
Между тем, в России музыкальная документалистика почти совсем не развита и редко выходит за рамки сюжетов для телепередач. А жаль — было бы интересно на месте Стинга или Фила Коллинза увидеть какую-нибудь участницу первого состава "Блестящих" с фразой: "Это было, когда в группу взяли Жанну Фриске — ох, что тогда творилось в гостиницах после концертов..." Что ж, покуда "Блестящие" в такой формат не вписываются, осваивать его взялся Леонид Агутин. Данный DVD — если не продолжение, то видеоподдержка его международного проекта с Алом Ди Меолой "Cosmopolitan Live". Диск вышел в Европе раньше, чем в России, и уже попал на неплохие позиции в европейских и американских чартах джазовых видео. Снимали его тоже не наши люди — австрийцы Ханнес Россахер и Руди Долецай, и даже Леонид Агутин в оригинале говорит по-английски (нам на рецензию был предоставлен вариант с русским переводом). Возможно, поэтому фильм обошелся без родовых признаков "Женского взгляда Оксаны Пушкиной" и прочих российских телебиографий. Возможно, поэтому же фильм оказался почти точной калькой с тех лент, которые я утрированно описал в первом абзаце.
Безупречный монтаж, открыточные виды городов, где проходили съемки, подробнейшие монологи главных героев — но как же, черт возьми, скучно за всем этим наблюдать! Положение отчасти спасают музыкальные фрагменты, но разговоры повергают в глубочайшую тоску каждого, кто возьмется смотреть DVD из желания узнать больше о проекте Агутина и Ди Меолы. Сложно представить, что подобное желание посетит кого-то, незнакомого с этими фамилиями, а все остальные наверняка знают историю этого сотрудничества хотя бы по-минимуму. Так вот, час разговоров почти ничего не добавит к этим знаниям — зато фигуранты дуэта словно пытаются побить рекорд по количеству изреченных банальностей. Вот Ди Меола уверяет, что его интересует Россия, потому что это что-то новое, а следом Агутин рассказывает, как после "отмены коммунизма" русские почувствовали вкус к свободе. Ладно, Леонид говорит не на родном языке, ладно, Ал доброжелателен настолько, насколько может быть контактен спокойный интроверт — но искрометного зрелища из их интервью все равно не получается. Да, они встретились на дне рождения общего знакомого, да, Агутин считает Ала своим учителем, да, Ди Меоле приятно исполнять песни Леонида, да, они поехали в тур и дали много концертов, да, надо заниматься на гитаре каждый день, да, молодость — это не то, что зрелость, да, джаз — это не поп-музыка, - но всЈ это вместо живых и талантливых музыкантов с тем же успехом могла бы произнести компьютерная программа по производству "рокьюментари". Их здесь оправдывает звучащая музыка — но все равно лучше послушать аудиоверсию, не разбавленную предсказуемыми тирадами. Хотя постойте-ка! Что он сказал? Что он заставил Леонида включить в совместный диск песню из репертуара Анжелики Варум? Да уж, Ал, поистине в тихом омуте черти водятся.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости