КАРЕН ШАХНАЗАРОВ: "СОЗДАНИЕ РОК-ГРУППЫ БЫЛО БОЛЕЕ СУДЬБОНОСНОЙ ВЕЩЬЮ, ЧЕМ ВВОД ВОЙСК В АФГАНИСТАН"

(КАКИЕ ЧУВСТВА ИСПЫТЫВАЕТ, ВСПОМИНАЯ 70-Е)
"В целом — положительные. Не только потому, что был тогда молод, а потому, что жизнь казалась стабильной и довольно беззаботной".
(СМОГ БЫ ОН ТОГДА СНЯТЬ "ИСЧЕЗНУВШУЮ ИМПЕРИЮ")
"Нет, цензура бы не пропустила. Если бы в те годы разрешалось ставить такие фильмы, империя, может, и не исчезла бы. Не в дефиците же товаров была причина ее гибели и не в бедности людей. Дефицит и очереди были и во время войны, и после войны, однако тогда она устояла, потому что верила в будущее. И сейчас большинство живет плохо — хуже, чем в 70-е, но от этого страна не разваливается. Тогда я и внутренне не был готов к такой картине. Мне казалось, что глобальные сдвиги происходят вследствие войн, революций, встреч глав государств — словом, таких событий, которые заметны всем. А они происходят незаметно для современников. Теперь я думаю, что создание рок-группы в те годы было более судьбоносной вещью, чем, допустим, ввод войск в Афганистан. Тогда мы этого не понимали, хотя активно участвовали в этом процессе".
(В ЧЕМ ПРИЧИНА РАСПАДА СССР)
"В размывании мессианской идеологии, на которой он стоял. Империя ослабла, когда люди утратили цель, и им стало незачем идти на жертвы".
(О ПОДРЫВНОЙ РОЛИ ВЫСОЦКОГО И BEATLES В РАСПАДЕ СССР)
"Для моего поколения Высоцкий такого значения не имел, мы считали, что он "для взрослых". Тогда я его больше ценил как актера. Особенно после Жеглова, когда он практически стал суперзвездой кино. А с тем, что "битлы" и "роллинги" сыграли "подрывную" роль, я согласен. Во всяком случае, более подрывную, чем отсутствие колбасы, Афган и Чехословакия. Это была советская молодежная революция, подготовленная распространением кассетных магнитофонов".
(О МЕЧТАХ О ДЕМОКРАТИИ В 70-Е)
"Это была общая тема поколения "шестидесятников" — что старые формы застыли и стали оковами. Потом многие из них эволюционировали и стали призывать к уничтожению советской власти, но тогда максимум, до чего они дошли, — до возвращения к "ленинским нормам". Ленин для них был камертоном. Наше поколение было резче. Мы не принимали гораздо больше. Не нравилось, что в рамки вгоняют, что информации мало, что интересные книги и пластинки — или по блату, или на "толчке", что надо говорить то, что надо. Хотя система уже не была жесткой. За политические анекдоты не сажали. Я на экзамене во ВГИК при всех ляпнул, что не понимаю, зачем в Чехословакию ввели войска — и сошло, приняли. Кстати, сейчас я на этот ввод иначе смотрю. Тогда мы как рассуждали? Венгры — братья, чехи со словаками — братья, а мы к ним с танками! Между тем венгры очень даже упорно воевали с нами на стороне фашистов, да и словацкие части у Гитлера были. Если б нам это сказали, то неизвестно, как мы бы отреагировали".
(О ЦВЕТЕ ТОГО ВРЕМЕНИ)
"Я и не хотел, чтобы все казалось таким, как тридцать лет назад. Первое, над чем мы задумались, — как передать цвет того времени? Это был очень невыразительный цвет… Почти бесцветье. Серость. Как бы я ни относился к той эпохе, я не мог этого не признать. И вы это почувствовали".
(ЧТО БЫЛО САМЫМ ИНТЕРЕСНЫМ В РАБОТЕ НАД КАРТИНОЙ)
"Воссоздавать эту жизнь. Это даже интереснее, чем когда работаешь над картиной об очень давних событиях, таких, что свидетелей не осталось. А тут такое время, что полстраны помнит вживую, а остальные по картинкам. Кроме того, я давно не работал с таким числом молодых дебютантов, для которых все было в первый раз".
(О ТЕХНИЧЕСКОМ ОСНАЩЕНИИ СОВРЕМЕННОГО КИНОПРОЦЕССА)
"С технической точки зрения наше кино никогда не было так хорошо оснащено. В советское время все было не то — звук, пленка, камеры, тележки, краны… Сейчас "Мосфильм" вооружен до зубов, и другие студии не отстают. Другое дело — уровень владения техникой: он куда хуже, чем раньше. Посмотрите на операторскую работу. У нас была великая школа — Юсов, Княжинский, Рерберг, Лебешев. С четырьмя объективами на камеру чудеса творили. Сейчас объективов по двадцать штук — и без толку. А второй план? Он был проработан даже в средних фильмах 60-х годов, а нынче его днем с огнем не увидишь. И вы, критики, ноль внимания — как будто так и надо. И организация съемок хуже, чем в СССР. Советский съемочный процесс был создан по образцу американского. Эйзенштейн с Александровым в Голливуде не зря побывали, да и "Мосфильм" строили американские инженеры. А сейчас все разладилось, в том числе система работы в группе. Появляются постановщики, которые сами ничего не знают — как они могут кого-то научить?"
(КАК СПАСТИ КИНЕМАТОГРАФ)
"Возвращаться к советской системе запуска фильмов, только без цензуры. Ликвидировать анонимность и безответственность. Ну, куда это годится: сценарий отклоняют, а почему — неизвестно. В Советском Союзе можно было пойти к редактору Госкино, он тебе объяснял, что к чему, и советы давал, где и что надо подработать. Профессиональные, между прочим, бывали, советы, а не только "кабы чего не вышло". А сейчас концов не сыщешь, поговорить даже не с кем. Бред полный, оруэлловщина какая-то. Как будто решения принимает Большой Брат, а с него поди спроси".
("Новые известия", 21.03.08)

Последние новости