АЛЕКСАНДР МИТТА: "КИНЕМАТОГРАФ — МЕДЛИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ"
"Кто их готовит? Никто их не готовит. Молодых ребят учат режиссеры, которых никто не учил, потому что все они воспитывались за железным занавесом. А в мире в любой продвинутой киношколе преподавание обязательно носит международный характер. В мире не так много педагогов суперкласса, которые действительно могут и должны преподавать. Всего, может, десятка два наберется, и они все расписаны на годы вперед. Есть, конечно, и собственно преподавательский костяк. Ведь любая школа хороша настолько, насколько хороши ее педагоги".
(О ПОДГОТОВКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ)
"У американских университетов с этой точки зрения большое преимущество — у нас же нет режиссеров класса Питера Джексона, снимающего масштабные картины с большим количеством спецэффектов. В Нью-Йорке и Лос-Анджелесе отличные киношколы. У лондонской киношколы репутация очень высокая. У чешской киношколы, может, и не слишком высокая, но для Восточной Европы она достаточно устойчива. Оттуда люди разлетаются по всем съемочным группам Европы; операторы из чешской школы вообще идут нарасхват. А кого может заинтересовать выпускник русской киношколы? Никого, потому что он ничего не знает. Кинематограф — это не просто профессия, это ремесло. В Германии, например, где я преподаю, первое, чему учат студентов, — открывают дверь в электронную монтажную. Пока он не освоил электронный монтаж, он никуда деться не может. И вот когда он начинает монтировать, не через плечо монтажера, а сам может смонтировать свою ленту, тогда он может идти дальше".
(О КАЧЕСТВЕ РОССИЙСКОГО КИНООБРАЗОВАНИЯ)
"Вопрос не в том, хорошее или плохое у нас образование. Вопрос в том, соответствует ли оно международным критериям. Потому что сегодня человек, выходя из европейской киношколы, может пойти работать на телевидение, в художественный кинематограф, рекламу, куда угодно, не уронив репутацию своего учебного заведения. Разве у нас так? Приведу вам один пример. В немецкой киношколе ректор ставит студенту за хорошую работу оценку ниже, чем, как мне кажется, он заслуживает. Я спрашиваю: "Почему? Это же талантливый парень!" А ректор мне говорит: "Я не могу за него отвечать. Он не был достаточно дисциплинирован в процессе работы". Работа сегментируется на много этапов: на развитие первоначальной идеи, на ее более подробное описание, на написание синопсиса, тритмента, на подготовительный период, на работу с разными сотрудниками. И всем этим элементам, разбитым на части, и учит западная киношкола. Как сказал Гете, "чтобы понять целое, надо разбить его на части. А у нас это все в куче и у мастера критерием оценки выступает принцип "мне нравится — мне не нравится". Никакой учебы в этом, с моей точки зрения, нет. Я вообще представить себе не могу, чтобы серьезный европейский педагог сказал своему студенту, что ему что-то там нравится или не нравится. Он же из другого поколения, он смотрит, исходя из других моральных, эстетических и социальных принципов".
(О ГЛАВНЫХ КАЧЕСТВАХ РЕЖИССЕРА)
"Повторю слова Джона Форда. У режиссера должно быть три качества. Первое — здоровье, второе — здоровье и третье — тоже здоровье. Кинематографист — очень тяжелая профессия. Все остальное не так уж и важно. Чем больше они будут отличаться друг от друга, тем лучше. У одного одна идея, у другого — другая. Режиссер — это прежде всего генератор идей. Все остальное сделают профессионалы. А режиссер должен понимать, как и во что его идеи будут развиваться, как они должны развиваться, чтобы не исказить общего смысла, чтобы стимулировать работу других членов творческой группы".
(ЕСТЬ ЛИ У НЕГО НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ)
"Гораздо больше, чем я снял. Кинематограф — медлительная профессия. Но говорить об этих проектах я не буду. Это моя беда — я, как вижу что-нибудь хорошее, интересное, думаю: почему же я это не снял? Но когда приступаешь к съемкам, когда влезаешь в эту трубу, то ничего другого не видишь. Период между картинами с этой точки зрения — вообще очень плодотворное время; смотришь на мир гораздо более широко, разнообразно, и радости ничуть не меньше".
(ЧТО ИЗ ПОСЛЕДНИХ МИРОВЫХ КИНОРАБОТ ЕМУ ПОНРАВИЛОСЬ)
"Много чего. Почти все последние фильмы, номинированные на "Оскар". "Нефть" — великолепный фильм, "Старикам здесь не место".
("Взгляд", 28.03.08)