"ИНДИГО": ДЕТКИ, В КЛЕТКУ! **
Все начинается демонстрацией черно-белой "как-бы-хроники": мы видим нечто вроде научной лаборатории, а в ней — важного мужчину, гипнотизирующего чахлого невозмутимого ребенка, который, в свою очередь, гипнотизирует взглядом лежащий на столе спичечный коробок; коробок, к вящей радости присутствующих, сдвигается с места под их почтительный восторг. Смена кадра, все погружается в синеву и наполняется оглушительным шумом, благодаря чему мы тут же понимаем, что миновали десятилетия. Чахлый ребенок успел превратиться в столь же малоразвитого физически (но при этом словно бы с вызовом носящего советский допотопный тренировочный костюм), страшно корчащегося и вообще с первого взгляда вызывающего стойкую неприязнь мужчину по имени Павел Максимович (Ткаченко). В отрочестве он по трагической случайности утратил свой чудесный дар двигания спичечных коробков. Это произвело на нашего героя столь неизгладимое впечатление, что, преисполнясь зависти, он принялся отлавливать по городу более везучих (до поры до времени) подростков, обладающих паранормальными способностями, и отправлять на тот свет — ясное дело, маскируя убийства под самоубийства. Ситуация осложняется тем, что подростки (почему-то все как на подбор с внешностью поклонников эмо-культуры) стойко утаивают от старших тот факт, что ряды их редеют. Даже наличие у одного из наиболее "трушных" детей-индиго (Иван Янковский) въедливого папы-милиционера (Михаил Ефремов) не в силах исправить положение.
По правде говоря, автор этих строк посмотрел чуть больше половины нового фильма Романа Прыгунова, а затем просто вышел из зала. По правде говоря, оставаться в этом зале у него не было ни единой причины уже минут через десять после начальных титров: не заинтересовали его ни экстраординарные способности героев, ни цвет их ауры (давший название картине), ни вопрос, кому из них удастся дожить до финала, ни то, зачем на проект решили позвать американского оператора - вопреки тому, что в России отечественную операторскую школу принято провозглашать лучшей в мире. Да и вообще не встречалось в практике вашего рецензента случаев, когда пролог фильма был бы чудовищно плох, а его же финал — чудо как хорош. "Непрофессионально", - скажете вы. "Жизнь одна, и прожить ее надо так, чтобы не было потом мучительно больно за бесцельно прожитые годы", - последует ответ.
Впрочем, одно достижение у картины все же есть. Впервые российские продюсеры, не говоря уже о режиссере, выносят на суд зрителей не фильм, предназначенный для того, чтобы его посмотрели те, кто предпочитает (вероятно, напрасно) поход в кино всем прочим видам досуга, а чистой воды "продукт", призванный облегчить кошельки даже не людей, а "целевой аудитории", притом делают это настолько цинично - без всяких ссылок на "разумное, доброе, вечное". Может быть, хотя бы после этого гениального в своей наглости рип-оффа с сериала "Герои" (который даже в лучших своих эпизодах был далек от шедевральности) те, кто платит за билет, задумаются, нужно ли им такое возрождение российского кино. Впрочем, результаты первого уик-энда проката "Индиго" свидетельствуют скорее об обратном.
На премьере члены творческой группы фильма под предводительством продюсера Рената Давлетьярова и режиссера Романа Прыгунова объяснялись в любви друг к другу, что вполне объяснимо. Наверняка вместе им работалось легко и приятно — да и как могло быть иначе, если на экране не видно ни малейшего подобия творческой мысли и ни следа актерской игры (разве что Михаил Ефремов играет в своей обычной манере - то есть не вызывая особенных восторгов, но и не раздражая). Под стать фильму и его саундтрек: песня группы "Стволы" вряд ли заинтересует даже тех современных меломанов, для кого "Фабрика звезд" - верх совершенства, а музыка Аркадия Укупника ярко свидетельствует разве что о том, что он в принципе в курсе, что на свете есть трип-хоп и Дэнни Эльфман. Компенсировать вторичность, а порой и вовсе примитивность аудиоряда, звукорежиссер картины решил самым простым путем — вывернув ручку громкости до отказа. Что, впрочем, тоже вполне концептуально — буквально вываливающийся из динамиков саундтрек вносит свою лепту в великое дело превращения зрителей в целевую аудиторию. В который раз оказалась верна брошенная когда-то фраза Богдана Титомира про пипл, который схавает. Но пиплу - пиплово, а нормальным зрителям не худо бы помнить другую фразу — на этот раз не Титомира: "Жизнь тяжела для бедных смертных и без того, чтобы ее постоянно отягощали скверным искусством". Что уж говорить о том, что к искусству, пусть и скверному, отношения не имеет вообще никакого.
Михаил Велесов, InterMedia