ДЖОРДЖ РОМЕРО: "ПО СРАВНЕНИЮ С МОИМИ СОСЕДЯМИ ЗОМБИ — МИЛЕЙШИЕ СОЗДАНИЯ!"

(ЧЕМ ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЕГО ИНТЕРЕС К СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОМУ)
"Сказать по правде, я никогда не тяготел к мистике. Куда больше меня интересует окружающая нас действительность. Все мои фильмы (в том числе и цикл о зомби) — это моя реакция на существующий порядок вещей. Что бы я ни снимал — хоррор, фэнтези или документальное кино — мне всегда хочется высказаться на какую-либо волнующую меня тему. Реальность, как мне кажется, гораздо страшнее любой истории о мертвецах, призраках или инопланетянах. Меня, во всяком случае, эти существа пугают гораздо меньше, чем пьяный с бейсбольной битой или грабитель с ножом. Когда я был ребенком, мы с родителями (мой отец — кубинец, а мать — литовка) жили в Нью-Йорке, и ребята-итальянцы — а их в нашем квартале было большинство — порой довольно сильно колотили меня за мою испанскую фамилию. Вот это было по-настоящему страшно. По сравнению с теми моими соседями зомби — милейшие создания. В детстве я, конечно, зачитывался комиксами (в том числе и "Байками из склепа") и любил фильмы ужасов, и это наложило на мое творчество определенный отпечаток. Но все-таки никакой тяги к сверхъестественному в реальной жизни я не испытываю, а зомби — это мой счастливый билет в мире кинематографа. Мне повезло: я вытащил его, и после этого мне оставалось только оттачивать мастерство".
(О ДОСТОИНСТВАХ И НЕДОСТАТКАХ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
"Работать с "цифрой" мне очень понравилось. Во-первых, только благодаря новым технологиям, используя которые не приходилось экономить на количестве дублей, мне удалось не выйти за рамки бюджета. Во-вторых, обойтись без цифровой камеры, снимая фильм о том, что с нами делает Интернет, было бы очевидной ошибкой. Если же говорить о недостатках, то они были связаны не с техникой, и не с технологиями, а с тем, как мы обращались с оборудованием. Снимая на "цифру", очень легко, например, совершить поворот на 360 градусов. Но что делать в этом случае со съемочной группой, присутствующей на площадке: осветителями, ассистентами и т.д.? Чего мы только ни вытворяли, чтобы не попасть в поле зрения камеры: прятались за реквизитом, "ныряли" под объектив... Но в итоге нам, похоже, все удалось. Лишних людей в кадре в "Дневниках мертвецов" нет".
(ПОЧЕМУ СНЯЛ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СВОИХ ФИЛЬМОВ В ПИТТСБУРГЕ, А ПОТОМ "ПЕРЕКЛЮЧИЛСЯ" НА ТОРОНТО)
"Действительно, до "Земли мертвых" я все свои картины снимал в Питтсбурге. В этом городе я жил с тех времен, когда учился в колледже. Там у меня сформировалась, можно сказать, "семья", состоящая из моих соратников по кинематографу. После успеха "Ночи живых мертвецов" и особенно "Рассвета мертвецов", вышедшего на экраны в 1978 году, мне было довольно легко обеспечивать всех этих людей работой. В Питтсбурге в те дни снималось немало голливудских фильмов. А потом студии-мейджоры стали снимать в других городах (например, в Сент-Луисе) и странах (в частности, в Канаде). Мне еще повезло, что от Питтсбурга до Торонто — всего пять часов езды. Конечно, я страшно переживал, расставаясь с некоторыми своими коллегами и друзьями, к которым давно привык. Знаете, что мне не нравится при работе с крупными студиями? Они постоянно навязывают тебе свое мнение! Их представители постоянно говорят: "Возьми этого оператора: он недавно получил "Оскара"! Пусть музыку напишет этот композитор: у него все здорово получается!" <...> Но дело в том, что я предпочитаю работать не просто с мастерами своего дела, а с теми из них, которые говорят со мной на одном языке. Но снимать мне все-таки очень хотелось - вот и пришлось работать в Канаде. Кстати, теперь я уже навсегда перебрался в Торонто и, думаю, переезжать оттуда мне уже не придется. Киноиндустрия там развита великолепно. Кстати, совсем недавно я подал заявление на получение вида на жительство в Канаде. Здесь, наверное, было бы хорошо ввернуть что-нибудь о том, что я покинул США по политическим мотивам, но это было бы неправдой. Просто в Торонто живет моя новая подруга".
(ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ОТБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ КАМЕО)
"Сначала мне хотелось, подобно Хичкоку, хотя бы на несколько секунд появляться в каждом своем фильме. Эпизоды с моим участием есть в "Ночи живых мертвецов", "Рассвете мертвецов", "Мартине" и т.д. Но потом я понял, что у меня просто нет времени на это баловство, и перестал лезть в кадр, хотя для "Дневников мертвецов" я все-таки решил сделать исключение. Видимо, потому, что работа на этом проекте часто пробуждала у меня чувство ностальгии по старым добрым временам. Ну а если говорить о сыгранных мною персонажах, то они по большей части — самые настоящие подлецы. Кстати, я никогда не думал, почему выбираю для себя такие роли. Наверное, потому, что отрицательные герои лучше запоминаются".
(О СВОЕМ ПРИСТРАСТИИ К ЗОМБИ НА ФОНЕ ВСЕЙ ОСТАЛЬНОЙ НЕЧИСТИ)
"В моих фильмах мертвецы (я предпочитаю называть их именно так; зомби в моем понимании - это существа из картин Жака Турнье, обитающие на далеких экзотических островах) — это некая мощная хаотическая сила, которую можно, наверное, сравнить с землетрясением или с цунами. Внезапно появляясь в этом мире, она в одночасье изменяет все правила общественного устройства. Люди пытаются сохранить прежний порядок привычными методами, но у них ничего не получается. Я ведь, по сути дела, снимаю истории о людях, а не о зомби. Последние — просто фон для разворачивающейся истории, и в этом качестве они просто идеальны. С инопланетянами так бы легко не получилось: пришлось бы объяснять, откуда и зачем они прилетели на Землю, придумывать для них оружие и разрабатывать дизайн их корабля. А зомби — они просто есть, и все. И не нужно никаких ухищрений: грязный костюм, немного грима, размазанная по лицу искусственная кровь — и дело сделано, актеры к съемкам готовы!"
(ПОЧЕМУ БОЛЬШЕ НЕ СОТРУДНИЧАЕТ СО ЗНАМЕНИТЫМ ТОМОМ САВИНЬИ, МАСТЕРОМ СПЕЦЭФФЕКТОВ)
"Мы дружим до сих пор, но в последнее время Том гораздо больше увлечен актерской игрой, чем работой над спецэффектами - этим он предоставляет заниматься сотрудникам своей компании, расположенной прямо в его доме в Питтсбурге. Последнее, кстати, повлияло на то, что на проекте "Земля мертвых" от его услуг отказались продюсеры Universal. Их категорически не устраивало, что спецэффектами на их картине будет заниматься кто-то, у кого, кроме дома, ничего нет — ни внушительного счета в банке, ни крупной недвижимости. Такого ведь в случае чего даже и не засудишь толком! Так что за спецэффекты в "Земле мертвых" отвечал другой большой мастер — Грег Никотеро..."
(С КЕМ ЕМУ ЛУЧШЕ РАБОТАЛОСЬ - С МЕЙДЖОРАМИ ИЛИ НЕЗАВИСИМЫМИ СТУДИЯМИ)
"Конечно, с независимыми! С мейджорами мне не по пути! Мне не нравится, как они ведут себя с режиссерами, как навязывают творческим людям свое видение. Я понимаю, что они должны защищать свои капиталовложения, но мне от этого не легче. Я заслужил право делать то, что хочу, и больше не намерен им поступаться. Пусть я заработаю меньше денег (их у меня, в принципе хватает; мои фильмы — особенно "Рассвет мертвецов" - регулярно переиздаются на DVD), но получить их за то, что сделано от души, мне будет приятнее. Теперь крупным студиям не просто поймать меня на крючок. Когда-то я работал с Orion. Про них говорили, что они внимательно относятся к режиссерам. Так вот, они заставили меня изменить финалы двух фильмов (в частности, "Темной половины"), из-за чего, по моему мнению, и тот, и другой провалились в прокате. В результате Orion разорился — ну и поделом! Лучше всех из мэйджоров со мной обращались представители Universal. Не скажу, что наше сотрудничество было абсолютно безоблачным, но они, по крайней мере, сразу сказали, чего хотят и чего не дадут мне сделать ни при каких условиях".
(КАК, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ИЗМЕНИЛСЯ ЖАНР ХОРРОРА ЗА ТЕ СОРОК ЛЕТ, ЧТО ОН В НЕМ ТВОРИТ)
"Изменений много, но все они носят преимущественно технический характер. Иногда мне кажется, что "ужастики" теперь снимают специально обученные зомби, у которых все в порядке с мастерством, но нет ни души, ни выдумки. Молодые режиссеры сейчас лучше понимают слово "тренд", чем "метафора". В результате фильмы ужасов становятся все более жестокими и все менее осмысленными. Если кому-то и удается сделать что-то значительное (а это происходит нечасто), то к его картине сразу приделывают бесконечный хвост из сиквелов. Впрочем, так поступали и в семидесятые. Так что, как видите, ничего нового в моем любимом жанре, по большому счету, не происходит".
("Кинобизнес сегодня", №7, 2008)

Последние новости