FAKEL - "1985" **
Вот что писала про группу "Прощай, молодость" советская пресса конца 80-х: "Творческое кредо дуэта "Прощай, молодость" - это возврат к простоте, отказ от "электроники" и "фальшивых драгоценностей", отказ от эрзац-чувств и псевдокультуры. Говоря словами участников дуэта "Прощай, молодость", это "шажок к эротической реабилитации нашего общества". Мы еще вернемся к процитированной бессмыслице, а пока дадим слово Андрею Якушину, который в 1996 году признался "Собеседнику": "Если честно, я отношусь к своему пению как к экзотическому хобби. Ведь по большому счету у меня нет слуха и голоса, да и букву "р" плохо выговариваю. И пели мы вначале только для друзей. Но потом оказалось, что наши электронные вальсы и романсы нравятся многим". Прошло еще десятилетие, и Якушин, назвав новый проект в честь неудачливого футбольного клуба из Воронежа, вернулся на сцену с альбомом "1985". И вновь цитата, на сей раз из пресс-релиза: "Альбом, благодаря своему актуальному, качественному саунду рассчитан не только на сорокалетних. Они, безусловно, уловят атмосферу восьмидесятых, как только диск заиграет у них в проигрывателе, но лидер проекта Андрей Якушин убежден — пластинка должна быть интересна прогрессивной молодежи, все чаще поворачивающейся лицом к нашему музыкальному прошлому, которое было намного более насыщено "настоящей" музыкой, чем бледная современность".
Я все-таки позволю себе встрять и молвить не столь велеречивое слово о музыке 80-х, которую так любезно вернул нам г-н Якушин. Знаете, почему то время казалось более насыщенным "настоящей" музыкой? Да потому, что в середине десятилетия стали отменяться один за другим запреты, и публика жадно налетела на искусство, которое было до того в андеграунде, в подполье, не на виду. За обе щеки уминалось что угодно: "Аквариум" с "Кино", перформансы, дебильные панки и даже "электронные вальсы", записанные, невзирая на "отказ от электроники". Это была освежающая и по-своему прекрасная волна, в которой хватало и откровенного мусора, и ничем не примечательных субстанций, единственным достижением которых так и осталось случайное попадание в эту волну. Название "Прощай, молодость" меломаны тех лет помнят, очечки Якушина - тоже, их песни — уже с трудом. Не выдержали эти песни испытания временем, чего уж там.
Якушин, как казалось, относился к такому положению дел реалистично — занимался рекламным бизнесом, о возрождении "ПМ" будто бы не помышляя. И вот вдруг взял старые песни, новое название, поднял на флаг термин "киберпанк" - и таки вернулся с путанным объяснением то ли в любви, то ли в ненависти к 80-м. Несмотря на все пресс-релизные манифесты, картавость не исчезла, голос не прорезался, а главное — музыкальное мышление осталось на уровне 20-летней давности: это похоже на "Прощай, молодость", а также на группу "Телевизор" времен альбома "Шествие рыб". Да, вот такую странную стремную музыку играли у нас при Горбачеве! Тогда мы этим скорее гордились, а сейчас уже не будем. С улыбкой послушать можно только бонус-трек "Дети рок-н-ролла" - милый в своей нелепости рок-н-ролл "made in Soviet".
Кстати, руководство воронежской команды "Факел" всегда очень боялось, что коллектив пробьется в еврокубки, и там его с таким названием засмеют. Чтобы гарантированно обезопасить себя от европозора, команда последовательно вылетела из высшей, первой и второй лиги и в конце концов лишилась статуса профессионального футбольного клуба.
Алексей Мажаев, InterMedia