ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН: "АПОСТОЛ" ПЕРЕНАСЫЩЕН СЦЕНАРНЫМИ НЕСООТВЕТСТВИЯМИ"
"Сериал "Апостол", без сомнений, достаточно интересен. По крайней мере, я бы сказал это, как зритель. Да, зрительский успех фильма — несомненный. Однако у меня сложилось довольно противоречивое мнение об этой кинокартине. Сама идея — замечательная. Воплощение… не могу сказать, что я в восторге от реализации этой затеи. Фильм получился собирательным. Все собрано по частицам, по крупицам, по мотивам таких картин, как "Семнадцать мгновений весны", "Щит и меч", "Джентльмены удачи". Прототип героев-близнецов прослеживается в "Джентльменах". Правда, там были не братья, а просто два очень похожих друг на друга человека, один — вор-рецидивист, другой — директор детского сада. Да и идея фильма совсем не нова".
(ОБ ИГРЕ АКТЕРОВ В "АПОСТОЛЕ")
"Многое можно сказать и об игре актеров. Я считаю, что Даша Мороз сыграла потрясающе! Замечательно играет, конечно, и Женя Миронов — он вообще прекрасный актер. Я думаю, играть в одной картине сразу две противоположные личности — очень сложно, но для Миронова нет непростых задач. Вот ему я верю в каждом эпизоде!"
(О НЕТОЧНОСТЯХ В ФИЛЬМЕ)
"Я не кинокритик, но у меня, по ходу просмотра, возникли вопросы. В каждой серии довольно много условностей, неточностей, элементов, выполненных с натяжкой. Фильм получился немножко даже карикатурным. Многие нюансы остались нераскрытыми для зрителя. Не буду говорить за всех, но лично для меня это следующие эпизоды: В одной из серий из немецких источников поступает информация о том, что в НКВД существует крот. Где этот крот, кто этот крот — неизвестно. Эта информация уходит в никуда. Возможно, это вообще дезинформация была — ничего не объясняется. Герой, которого играет Баширов. Вокруг него заворачивается интрига, очевидно, что это значимый персонаж. Я понимаю, что где-то когда-то это должно разрешиться. Но это ничем не разрешается, он просто куда-то пропадает. Нам никто не объясняет, что это за герой и что с ним случилось. Сцена с избиением героя Фоменко. Лично для меня осталось загадкой, почему избивают его мать. Что ж за убийцы такие?! Я понимаю, что в НКВД, конечно, работали не ангелы, но Фоменко-то предатель, он получил по заслугам, очевидно, он и есть тот самый крот. А мать-то за что пострадала? Мне кажется, что фильм просто перенасыщен серьезными сценарными несоответствиями. И для меня, как для зрителя, это действительно важно, потому что я не хочу обманываться. Я хочу верить до конца в эту историю. А получается, что мне не дают такой возможности, и это меня расстраивает. Последняя сцена в финальной серии "Апостола" — это, я так понимаю, фантом, иллюзия Павла. Иначе возникает вопрос — почему возлюбленная главного героя предстает с уже отпущенными волосами, ведь по сюжету она была стриженой? С другой стороны — титры сообщают о том, что это все-таки 43 й год. Многие считают, что героя Миронова убивают в конце фильма. А для меня очевидно, что он остается жив, хотя, на самом деле, его должны были убить. Он — лишний свидетель серьезной операции. Его внедрили как абсолютного дилетанта, сделали из него мастера, профессионала, а теперь он не нужен. Именно так энкавэдэшники поступили с парнем, который обучал Павла блатной жизни — просто застрелили за ненадобностью, когда он выполнил свое дело. Значит, и Павел Истомин должен быть ликвидирован по аналогии с другими. Но этого не сделали — видимо, потому, что зритель успел полюбить этого героя, с ним было жалко расставаться. К тому же он нужен для съемки продолжения картины, которое, я уверен, еще последует. В общем, на каждом шагу со зрителем играют в какие-то бирюльки, вводят в заблуждение. И снова я не верю. А ведь именно это самое главное для зрителя — верить в идею фильма и в игру актеров".
("Жизнь", 28.04.08)