"ЛЯПИС ТРУБЕЦКОЙ" - "КАПИТАЛ. КОНЦЕРТ В КЛУБЕ "ТОЧКА" ***
Человек может поменять прическу, манеру одеваться, комплекцию — но начинка его останется прежней, и это будет проявляться в репликах, поступках, вкусах. Поэтому любой ребрендинг — вещь половинчатая и, как ни крути, искусственная. С выходом на просторы Интернета клипа "Капитал" от группы "Ляпис Трубецкой" запахло чем-то новым. Впечатление подтвердил и выход альбома, и отзывы от концертов коллектива: повзрослевшие, похудевшие, обритые мужики стали играть резче, изживая сиротливые нотки из своих интонаций. Смотреть и слушать их сразу стало интереснее.
Однако просмотр полноценного концерта на DVD показал, что масштабы ребрендинга "Ляписа" оказались сильно преувеличены. Новые хиты заняли достойное место в живом сете команды, немного потеснив древние глупости вроде "Ау", но заполнить весь объем концерта были не в состоянии. Не отказался Сергей Михалок и от странных, иногда стихотворных вступлений к песням — публика реагирует оживленно, как показалось, не на сами эти преамбулы, а на их окончание. В целом концерт на диске записан очень крепкий: зал группа держит, песенных провисов не наблюдается — начав с "Золотой антилопы" и "Капитала", "Ляпис Трубецкой" умело чередует боевики-кричалки с более лирическими треками, а встречающиеся в плейлисте неяркие композиции так поджаты хитами, что пролетают на одном дыхании. На ударный финал группа приберегла и "Ты кинула", и "Почтальонов", и "Харэ", и летовское "Государство", и повторно исполненный "Капитал", сыграв все это задорно и качественно. Баланс между нынешней жесткостью и прежней простодушностью "ляписы" выдержали почти идеально. И если бы это был концертный аудиодиск, он удостоился от рецензента всяческих рекомендаций.
Но это съемка, причем съемка, активно стремящаяся снивелировать все музыкальные достижения группы. Я даже не говорю о халтурном подходе к наполнению бонусных материалов: в конце концов, есть две версии клипа "Капитал", и ладно. Но сам концерт снят и смонтирован будто бы не живыми людьми, стремящимися хорошо сделать свою работу, как-то соответствовать месседжу группы и прочая, а монтажным компьютером: две секунды один план, полторы другой, секунда третий, и всЈ по новой (концерт снимался тремя операторами). Я не против клипового монтажа, но есть ощущение, что любой другой наши люди делать просто разучились. А ведь и в клиповом монтаже на заре его появления был какой-то смысл — существует музыка, которую иначе снимать просто глупо. В случае с DVD "Капитал" на экран лучше и вовсе не смотреть, настолько там все бестолково, настолько противоречит как новому имиджу группы, так и ее песням. Шутка ли — только треку к пятому режиссер решается сознаться, что у "Ляписа Трубецкого", оказывается, не один вокалист, а два равноценных, с четким распределением партий по голосам: до этого поющий Павел Булатников попадает в кадр словно случайно. Впрочем, нельзя сказать, что режиссер видеоверсии просто склеил кусочки и выпустил материал в прокат. Есть же еще и спецэффекты в виде цветных пятен, имитирующих плавящуюся пленку. В "клипах", снятых для "Утренней почты" 80-х, такое любили использовать.
Алексей Мажаев, InterMedia