АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ: "ШАНСОН ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РУССКОГО РОКА ТОЛЬКО ТУСОВКОЙ"

(О МУЗЫКЕ ПРОТЕСТА)
"В Америке, скажем, протест был замешан на религиозности, расовых вопросах, на деньгах и сексе. У нас рок-н-ролл протестовал против совковости - жлобства, косности, несвободы, лицемерия".
(О МАКАРЕВИЧЕ)
"Если это касается такой старой группы, как "Машина времени", и той бучи, которая разгорелась после выступления на Красной площади 2 марта, - я считаю, зря на Макара катят телеги. На мой взгляд, он всегда вел себя честно. В молодости пел про "битву с дураками", позже - песни взрослого, вполне довольного жизнью человека. Сегодня он заслуженный и обожаемый властями артист".
(О РОК-Н-РОЛЛЕ)
"Кажется, все интуитивно понимают, что это такое. Но вот дать четкое определение - невозможно. Я считаю, рок-н-ролл - в первую очередь музыка определенного энергетического состояния".
(О СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЕ)
"К советской эстраде 60-х я относился совершенно лояльно. Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, вокальный квартет "Аккорд" мне нравились. Но песни, "одобренные партией", мой слух их не воспринимал. Мне эта музыка резко не нравилась. Хотя, глядя из сегодняшнего дня, признаю, что тогда у нас в стране были по-настоящему талантливые композиторы. Песни с мелодической точки зрения раньше были гораздо богаче и изобретательнее. Но контент этих песен, их смысл - это были мрак и ужас".
(О РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ)
"Это навязывание у меня лично отбило всякий вкус к русской народной музыке. Официозный фольклор вроде "Калинки-малинки" быстро довел до тошноты. Потом уже мне объяснили, что "Калинка-малинка" это вообще не русская народная песня, а какие-то мещанские напевки конца XIX века".
(О "САМОЦВЕТАХ")
"В начале 70-х я слушал Led Zeppelin, Punk Floyd. На этом фоне "Самоцветы" выглядели просто убого с музыкальной точки зрения. Особенно бесила меня схема построения песен. Сначала этакое хард-роковое вступление, а потом - опаньки! - и пошли стихи Танича или Шаферана. "Не надо печалиться - разденься и жди!" Это слушать было невозможно. С другой стороны, в то время уже появились "Машина времени", "Санкт-Петербург" с абсолютно другими текстами. То есть появился выбор".
(О КИНОМУЗЫКЕ)
"До сих пор с удовольствием слушаю хиты из фильмов прошлых лет. Потому что в фильмах допускались идеологические отклонения от "линии партии". Песни там дозволялось петь даже отрицательным героям. "Нам бы, нам бы, нам бы - всем на дно" из "Человека-амфибии". Или обаятельнейшие песни из гайдаевских комедий, которые пела вся страна".
(О СОЮЗЕ КОМПОЗИТОРОВ)
"У нас действительно функции держиморд от музыки приписывались часто советскому Минкульту, комсомолу, КГБ. А по сути, самой подленькой организацией в этом смысле был Союз композиторов. Именно для недопуска к кормушке талантливой молодежи они и навязывали этот свой совковый формат".
(О РУССКОМ РОКЕ)
"Определенно есть нечто, что можно назвать "русским роком". Это минорные, мрачноватые песни под электрогитару. Типичные представители - Юрий Шевчук с "ДДТ", Виктор Цой с "Кино". Этакий неказистый, сермяжный стиль, в исполнительском отношении довольно сомнительный. Но с очень четким настроением, созвучным большой массе людей. У нас литературная составляющая песен гораздо важнее и сильнее музыкальной. Считаю, что бардовская песня, шансон отличаются от "русского рока" не формально музыкальными параметрами, а тусовкой. Именно она и определяет музыку, которую хочет слушать. По тусовке мы и понимаем, что Юра Шевчук - рокер, а Григорий Лепс - это шансон. Есть и более парадоксальная фигура - Игорь Тальков. Он в определенном смысле был большим рокером, чем большинство наших записных рокеров. Ведь у него были очень сердитые политические песни, яркий протест. Но в рокерах он себя не числил, а был скорее бардом. Или, скажем, тот же Высоцкий. По энергетике он - абсолютно рок-н-ролльный человек. Но он, как и Тальков, жил в другом измерении музыкального мира. А в целом наш рок-н-ролл так и остался товаром "для внутреннего пользования". Были попытки в конце 80-х выйти на международный уровень. Стас Намин сделал полностью по западным лекалам "Парк Горького", но особого успеха не случилось. На Западе такого уровня групп было навалом. Также "Аквариум", "Кино", "Звуки Му" и другие не пошли потому, что играли чуждую Западу музыку - слишком русскую. Этот факт как нельзя лучше говорит о том, что наш рок был честной музыкой, а не коммерческой поделкой".
(О СВОЕМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОПЫТЕ)
"Было дело. В самом начале "Звуков Му" я играл с Петей Мамоновым на соло-гитаре. Просто потому, что его брат Лелик сел тогда за тунеядство, нужен был гитарист. Играл я, признаюсь, ужасно. Так что у меня никогда не было на этот счет никаких иллюзий - музыкантом себя не считаю. Я и пел, в том числе и с "Удачным приобретением". Правда, допускали меня до микрофона ребята только при игре на свадьбах".
(НЕ ЖАЛЕЕТ ЛИ, ЧТО НЕ СОСТОЯЛСЯ КАК АРТИСТ)
"Мне всегда больше нравилось быть просветителем, нести людям информацию. Открывать для нашей публики новых артистов, которых она не слышала. Показывать людям альтернативу в музыке. Причем есть у меня такой пунктик - я музыкальный антиимпериалист. И всегда предпочту показать людям какую-нибудь финскую или японскую группу, но не американскую или английскую".
("Аргументы недели", 16.05.08)

Последние новости