АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН: "Я — ЖИВОТНОЕ"
"Это значит найти определенную интонацию, определенное отношение к жизни, способ говорить правду. То, чем занимается искусство, - раз, и схватить за нос. Желательно эмоцией. Своей. И вызвать эмоцию у другого. Сомерсет Моэм сказал, что искусство - это половой акт со всеми вытекающими отсюда последствиями. И я повторяю за великим Моэмом, что он прав".
(КАКОЙ ОН В ЖИЗНИ)
"Какой я в жизни, я не знаю. И кто это сделал, я не знаю. Не хочу знать. Совсем меня не интересует".
(О СВОЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ)
"Как только вы, человек со стороны, возьметесь судить об этом, вы совершите ошибку. В отношениях двоих такие разные вещи задействованы! Я, например, говорил и даже мою жену Таню обидел этим, что не знаю, что такое любовь. Я знаю, что такое ответственность. Есть библейское определение: вы в ответе за тех, кого приручили..."
(О ПРИРОДЕ)
"Хочу я этого или не хочу, я себя соразмеряю с природой. Я убежденно говорю, что в нас во всех самое сильное - это животное, природное. Я, как актер, это знаю. Инстинкты и запахи. У армян есть хорошее выражение: дырка носа. Дыркой носа вы ощущаете. Я много раз, имея на это право и возможность, задавал великим людям, причем разных профессий, вопрос: почему ты так решил? Ответ: интуиция. У меня друг, крупный ученый, академик, лекарства придумывал. Я спрашиваю: как? Не знаю. В актерской жизни то же. Единственно: дыркой носа. Потому что я — животное".
(НУЖЕН ЛИ АКТЕРУ УМ)
"А вы знаете, что обожаемый мною Евстигнеев был неумный человек? Более того, в этом его сила. Потому что ум не мешал ему. У меня со старостью появилось нелюбимое мною качество - раздраженность. Я репетирую с нашими актерами и начинаю раздражаться, когда не отсюда, не из нутра идет. Я ему рассказываю, пошлости говорю, матом ругаюсь, чтобы вызвать у него эмоцию. Говорю: он вот что хочет - сорвать с нее колготки. Ничего, не работает. Если бы не опыт, не знание, можно отчаяться. И я вижу молодых - они отчаиваются".
(О ВХОЖДЕНИИ В РОЛЬ)
"У меня был великий учитель институтский в Ереване - Армен Карапетович Гулакян. Он рассказывал, как приехал в Тбилиси ставить какую-то мелодраму в армянском театре. Там старик, мудрец-артист играет хозяина дома, у которого слуга. И я, говорит, работаю с артистом-слугой и рассказываю про то, что еще Спартак, будучи рабом, любил свободу и поэтому восстал. Рассказывал часами. Потом приводил Фрейда, что тот сказал... а он на меня смотрит и ничего. Наконец, старик-артист сказал: можно я с ним поговорю? Пожалуйста. Иди сюда. Значит, ты мой слуга, ты употребляешь мою жену очень крепко, но меня боишься, как видишь, сразу обкакиваешься. Понял? Да. Можешь сыграть? Да".
(О НЕПОЗНАВАЕМОМ)
"Меня всегда интересует, и я спрашиваю... я космонавтов спрашивал, что там на самом деле. И всегда мне отвечали, что боялись, страшные же вещи, как люди оттуда кричали: я умираю! Представляете, если бы им с Земли отвечали: ты учти, +++46б47+++ - формула воды... Вот преодоление этих чувств и есть театр. И оказывается, память настоящая, если ты ее не насилуешь, что мы часто делаем, она вовремя выдаст информацию, может, самую тяжелую, самую страшную. Иногда меня ошарашивает: откуда она пришла, эта память, почему такие задеты нервы... Я размечтался сделать "Дядю Ваню". Читаю и потом думаю. И занимаюсь своеобразным спиритизмом - духов вызываю".
(ЧЕМ АКТЕР ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА)
"У меня был приятель в Армении, актер, у него были адские головные боли. Ничего не могли найти. Привозили в Москву, в Петербург. Случайно нашелся хирург, который знал, в чем дело. Выяснилось, что у него в носу нервы обоняния очень обострены. Информация поступает, а голова не справляется, потому что голова человека, а нюх собачий. Ему это вытравили, и он стал человек. Вот я думаю, актер - с таким чутьем. Или другое. Нормальный человек реагирует на 8-12 информационных сигналов в секунду. А у летчика сверхзвукового самолета этот показатель - 30. Как только он падает меньше 30, летчика списывают. Я думаю, хороший артист, у которого эта цифра больше".
(О СВОЕМ ТЩЕСЛАВИИ)
"Очень тщеславный. Но это опять же такое удовлетворение физиологических потребностей. Я вам говорю честно. Да ты что, народного СССР мне дают? Как интересно!.. Через пять минут мне уже неинтересно. Если у меня зуб болит, это хуже. Если желудок плохо работает, это проблема".
(О ПОЛИТИКЕ)
"Меня несколько раз в Думу толкали разные команды. Соблазняли, что будет зарплата 58 тысяч, машина у подъезда. Не могу сказать, что я не захотел бы иметь 58 тысяч и машину у подъезда. Но как-то мне стало скучно. И я подумал: надо же куда-то ходить. А так я в любую минуту звоню и говорю: я очень заболел. Неохота мне. А туда не смогу не поехать. Испугаюсь, что меня посадят. Я имел возможность выйти на очень высокий уровень. Мне сказали: вот через пять минут ты можешь свою судьбу решить до конца жизни. Но ведь что-то потребуют взамен!"
("Комсомольская правда", 24.05.08)