ПЕТР МАМОНОВ: "ФИЛЬМ "ИВАН ГРОЗНЫЙ" - О ЛЮБВИ"

(ТЯЖЕЛО ЛИ СНИМАТЬСЯ В "ИВАНЕ ГРОЗНОМ")
"Это сложно. Вот сейчас мы снимаем сцену с дыбой, жуткую, не дай бог - а мне надо там в уголочке кадра сидеть, смотреть, как человека пытают. Муторно как-то становится - а куда денешься? Но вообще это у вас иллюзии - что актер вживается в роль. Как пел Высоцкий, "это все придумал Черчилль в восемнадцатом году". Ну да, была такая школа, которая требовала от актера перевоплощаться, но есть ведь и другие подходы к этому делу! Я вот, например, просто подчиняюсь режиссеру, он мне скажет: "Прыгни на лавочку" - я прыгаю, и все довольны".
(О СВОЕМ ГЕРОЕ В "ИВАНЕ ГРОЗНОМ")
"Хотя, конечно, и свое отношение к герою я имею. Вот мне очень интересно - как он спать ложился? Ну ладно, голову кому-нибудь отрубил - а потом спать ложился. Хорошо ему ночью было? Ой, вряд ли! А ведь мой герой - человек умный, чрезвычайно одаренный. И вынести на экран всю его бурю чувств, переживаний и раскаяния мне просто не представляется возможным".
(ТЯЖЕЛО ЛИ БЫЛО ВОЙТИ В ОБРАЗ ИВАНА ГРОЗНОГО)
"В кинокартине "Остров" я играл человека, которого полностью понимал, пусть и на своем мелком уровне. А здесь просто не ясно, что происходит. Как же быть? Наверное, надо довериться режиссеру. Кино - это вообще режиссерское искусство. Я своими сценами доволен, а остальное Павел Семенович доделает в монтажной комнате. Все равно за два часа мы не успеем рассказать ни об этом времени, ни об Иване Грозном. Но хотя бы всколыхнем множество важнейших вопросов. Вот был такой умнейший царь, завоевал столько земель и при этом убил тысячи лучших русских людей! Цель оправдывает средства? Если я верующий человек, что же, мне не казнить изменников? Подставлять правую щеку, когда ударили по левой? Каждый из глядящих будет решать сам. Работая над этой картиной, я каждое утро вспоминаю слова Федора Михайловича Достоевского: "Одна слезинка ребенка не стоит всей гармонии мира". Поэтому все выплески Грозного - "я божий помазанник", "я царь и бог" - не отзываются в сердце моем".
(КАК РАБОТАЕТСЯ С ОЛЕГОМ ЯНКОВСКИМ)
"Олег Иванович - прекрасный актер, с ним чрезвычайно удобно, весело и легко. Правда, бывают такие места, когда мы с Олегом Ивановичем нетвердо знаем, как нам быть. К счастью, режиссер всегда приходит на помощь. Главное - энергия, которая скрыта в людском общении. Массовки, пытки, казни - это худо-бедно мы на экране уже видели. Куда интереснее посмотреть на столкновение двух людей, митрополита Филиппа и Ивана Грозного: один живет строго по правде, второй бесконечно что-то себе выдумывает. Именно из их отношений высекается искра. Ведь мы чего добиваемся? Чтобы люди вышли из зала и спросили себя: "А как я себя веду? У меня через час назначена встреча, и что мне делать - орать на собеседника или прислушаться к нему?" Ведь если выстраивать цепочку - "Не хочу к человеку прислушиваться", "Не хочу его прощать", - в финале довольно закономерным образом возникнет "Хочу отрубить ему голову".
(КАКУЮ ЖДЕТ РЕАКЦИЮ НА ФИЛЬМ)
"Есть огромная группа людей, склонных буквально причислять Ивана Васильевича к лику святых! Поэтому, когда фильм выйдет, начнется буря разных мнений, это точно. Вплоть до рукоприкладства. Религиозные установки - всегда вещь, сопряженная с фанатизмом, но это неправильно. Для меня христианство - вообще не религия. Я всем своим существом вижу, что это просто правда, и лично я от нее очень далек. Вот и вся история".
(О ЧЕМ ФИЛЬМ)
"У нас в фильме митрополит говорит Ивану Васильевичу: "Яви раскаяние в делах своих!" Вот в этом и дело. Давайте делами будем показывать - верующие мы или неверующие, хорошие или плохие. Про апостолов говорили: "Смотрите, как они любят друг друга!" А сейчас христианин хуже язычника живет - и это меня касается в первую очередь. Поэтому фильм - о любви. О том, как здорово, когда она есть. И как ужасно, невыносимо, безумно страшно, когда ее нет. Мне про одного человека рассказывали, ему 57 лет, он на исповедь через неделю ходит: "Батюшка, я с мамой ссорюсь". Двадцать лет ссорится с ней - и ходит, рассказывает об этом священнику. Сколько же можно? Или еще: "Курить бросить не могу", вот история! Нет такого слова "не могу". Есть слово "не хочу". Не хочется отказываться от удобных, накатанных, якобы беспечальных дорог. Хотя любой грех оканчивается расплатой".
(КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ЕГО ЖИЗНЬ С РАБОТОЙ В КИНО)
"Мне талант дан, на него я и приобрел полстраны товарищей. Куда ни приходишь, всюду хорошо встречают, покушать дадут, если что. А жизнь моя не изменилась. Она так же и идет, как у всех, - по кочкам. То вверх, то гладко, то, смотришь, внизу лежишь опять. Изо всех сил я стараюсь работать только в одном направлении - чтобы, не дай Бог, никого не обидеть. Чтобы со всеми был мир. Вот стало получаться. Смотрите: вот вы играете в фильме. Две сотни человек народу на площадке. Все на вас смотрят, всем интересно, все вас любят. Потом - спасибо, съемка окончена. Вы выходите в обычный мир и начинаете в нем жить. Привыкли быть царем, актером, привыкли к восхищенным взглядам - а жизнь тут же подставляет тысячу подножек... Но к этому можно отнестись как к экзамену. Для чего экзамен? Для того, чтобы его сдать, правда? "Искушение" в переводе со старославянского - это экзамен. Каждый раз - выдержишь или нет. Из десяти раз один сдал - уже хорошо. Поэтому я стараюсь хотя бы сознавать свои слабости, немощи, стараться их исправить, сделать так, чтобы они не отражались на других. Они ведь отражаются: если клеточка больная в организме, те, что рядом, тоже заболевают, если она здоровая - оздоровляются... Мы все очень зависимые люди. Именно друг от друга, а не от денег, не от удачи".
("Комсомольская правда", 28.05.08)

Последние новости