ЮРИЙ ШЕВЧУК: "СЕСТРА МНЕ МОЮ ПЕРВУЮ ГИТАРУ СЛОМАЛА О ГОЛОВУ, НАСТОЛЬКО Я ЕЕ ДОСТАЛ"

(ЗАЧЕМ ОН ПОЕТ)
"Зачем все это было надо, теперь стало понятно. Это очень здорово, когда есть сверхидея! Ты не просто поешь песни в меру своего таланта, лучше или хуже, а ты работаешь на какое-то Добро, на Любовь. Ведь ныне разрушены все социальные связи, идет глобальное переустройство мира, тектонические плиты нового времени все разрушают. Выползает всякая нечисть, муть невежественная, которая пытается все это еще углубить, как говорил когда-то наш президент. Это ужасно! Ты ищешь выход — и кроме любви и добра, ничего не находишь! Это вечные слова, и это вечность".
(О ВСЕУКРАИНСКОМ ТУРЕ "ДДТ")
"Позволю себе немного пофилософствовать. В искусстве XX—XXI веков стал актуален вопрос "КАК?". Но ведь это совершенно неактуально, на мой взгляд: как сделать? как это происходит? Мы забываем про вопрос "ЗАЧЕМ?", который стоял во главе угла в XIX веке, когда был взлет литературы, искусства, поэзии, музыки, живописи, философии… И нашему туру я рад, потому что он отвечает именно на этот вопрос: зачем ты поешь, зачем сочиняешь эти песни, зачем вообще ты в 16 лет с гитарой на кухне изводил всю свою семью, которая с ума сходила от твоих бесконечных "ля минор — ре мажор"? У меня даже случай был — сестра мне мою первую гитару сломала об мою голову, настолько я ее достал".
(О РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ)
"Политика — это же все преходяще. Через 50 лет уже никого из них не будет — этих всех ющенко, путиных, жириновских, украинских националистов… А народы останутся — вот что важно! Все эти противоречия между западными и восточными украинцами, между Украиной и Россией — чушь это все! Мы этого совершенно не заметили — везде были отличные концерты, всюду прекрасно подпевали по-русски. Во Львове мы собрали тысяч 15 народу — больше, чем в Донецке, например. В Ужгороде, по-моему, вообще весь город пришел на концерт. Везде люди радовались, и никакого противостояния! И когда слушаешь по телевизору какого-нибудь очередного националиста, который говорит, вот, мол, москали устроили Голодомор и т.п. — как это понять? Мы же все строили социализм — и украинцы, и татары, и латыши… Диктатура ленинская в России произошла на латышских штыках, все это прекрасно знают — правда, латыши сейчас об этом подзабыли. Половина генсеков была из Украины. И вообще, если говорить языком националистов, то тогда Россия много лет была под гнетом грузин в лице Сталина и Берии… Можно еще долго продолжать, но это же неправильно, потому что все работали на систему! Везде были революционеры, все воевали с церковью — при чем тут национальности? Москали, хохлы — это вообще ужасные слова! Строили систему все нации. Система рухнула, и русский ты или украинец — это не важно. Надо строить сейчас другую, лучшую, систему. Правда, почему-то у нас это пока не очень получается: в Украине анархия, в Москве тоталитаризм… А для того чтобы что-то среднее найти, нужны молодые силы, новые молодые политики. Сейчас ведь даже социальные институты мировые не работают, никто ничего не в силах сделать! Нужно искать какие-то новые формы мирного сосуществования — на основе, конечно, всей нашей человечьей культуры. Вот о чем я размышлял во время нашего тура…"
(О ПОПСЕ)
"Но мы расширили само понятие "попса". Сейчас же везде тотально разрекламированное материальное насилие, которое обрушилось на нашу молодежь. Я вот по городам еду — ну, все молодые люди с пивом! А девушки некоторые даже с двумя бутылками… И в Питере то же самое творится:
Крики чаек и культуры,
Дорогие першпективы…
На каналах с пивом дуры
Не умны и не красивы.
Понимаете, когда девушка идет с пивом, не умна и не красива, в нее трудно влюбиться! Эта тотальная реклама алкоголя, сомнительных развлечений, псевдоценностей — я считаю, что это просто демонизм какой-то! Взять молодого человека откуда-нибудь с рабочей окраины, которому не светит ни образование, никакое будущее, потому что за все нужно платить дикие деньги. Папа выпивает, мама в трансе — что ему делать? И вот слушает он попсу эту бесконечную по телевизору, где ему повторяют "Будь богатым, будь богатым…", рекламируются все эти кайфы материальные… Всем кажется, что это живет вечно, но это миф, это все сиюминутно! Материального мира не существует, он очень быстро разрушается — все злато превращается в ржу, и ничего от него не остается. Остается только дух, а у них о духе ни слова. Попса — это утилитаризм по отношению к человеку и культуре! Это очень печальные тенденции, и поэтому мы не могли молчать".
(ОБ АРМИИ)
"У меня очень много друзей в МЧС. Иногда я с ними тоже выезжаю на операции — это крайне интересно, хотя, конечно, трагично. Много езжу по армейским частям, по погранзаставам, потому что там никогда никого не бывает, там нет даже газет! И когда ты приезжаешь на заставу, состоящую из лейтенанта и нескольких человек, то ты и себя начинаешь уважать, тебе самому радостно там быть, потому что там другие люди. Однажды я одного начальника погранзаставы, лейтенанта Серегу — я ему песню посвятил "Страна-лейтенант" — спросил: "Что ж ты тут делаешь?". А он с утра до ночи занимается тем, что еду добывает для своих солдат, потому что жратвы нет никакой! Он ответил: "А я себя здесь делаю", — круче просто не скажешь! И эти могучие люди служат России за очень смешные деньги, живут чуть ли не в землянках. Но служат отчаянно!"
(О ДОБРЕ)
"Добро — это самая сложная вещь в мире. Кругом очень много зла, очень сложно писать положительно, тем не менее я считаю, что о добре петь надо. Хотя к добру надо протащиться через зло и грязь жизни — тогда это будет не попса, не слащавое сюсюканье об идеальном. Нужно пройти длинную дорогу, путь, целую жизнь прожить, чтобы дойти до добра! Добро надо искать в себе, хоть это очень тяжело, конечно, потому что мы все по природе своей звери. Посмотрите, сколько сейчас феодальных отношений, рабских отношений! Взять, к примеру, тех же гастарбайтеров. Вассалы, олигархи, хозяева, слуги — это же кошмар! Мы строили коммунизм, а пришли к рабовладельческому строю и феодальным отношениям между людьми!"
(О ПЕРСПЕКТИВАХ РОССИЙСКОГО ТУРА)
"Мы вот сейчас мечтаем сделать православный тур по России. Это необходимо сейчас — говорить о мире, о добре, о вере и о духе, о том, что материальный мир шаток, а мир духа вечен. Это очень важно, но в России это тяжело сделать. Огромные расстояния, на которые надо везти всю технику, потому что аппаратуры нет ни в Сибири, ни на Камчатке, ни на Дальнем Востоке. Все должно быть качественно, а привезти это все, к примеру, на Сахалин будет стоить полмиллиона долларов! Пока вот ищем людей, готовых помочь. Пока что-то тяжеловато, так что будем работать дальше…"
("Новая газета", 05.06.08)

Последние новости