"ЯВЛЕНИЕ": ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В ДЕЙСТВИИ
Школьный учитель Элиот Мур (Марк Уолберг), свой в доску парень, пытается привлечь внимание учеников к предмету, называемому в Штатах "наука". Рассказывая о загадочных явлениях природы, он акцентирует внимание на том, что многие из них человек понять не в силах. В Центральном парке Нью-Йорка происходит страшное и абсолютно не поддающееся человеческой логике событие - в одну минуту люди впадают в оцепенение и в едином порыве, кто как может, кончают жизнь самоубийством. "Эпидемия" быстро охватывает сначала весь город, потом весь округ, а скоро и все восточное побережье. У кого есть пистолет — стреляется, у кого есть спица — прокалывает шею, у кого есть окно — бросается вниз, у кого газонокосилка — ложится под нее… Начинается паника, люди пытаются бежать, но единственная горстка чудом уцелевших оказывается в ловушке, на пересечении дорог, ведущих к уже заваленным человеческими трупами городам. Среди них учитель "науки" Элиот Мур, его жена Альма (Зуи Дешанель), с которой у него никак не получается найти общий язык, и 10-летняя девочка Джес (Эшлин Санес) — дочь их друзей, уже погибших от страшной напасти.
Не стоит ждать от фильма замысловатых поворотов сюжета, характерных для апокалиптического триллера. "Явление" по жанру, скорее, драма. Для создателей ленты было важно не столько шокировать или напугать зрителя, сколько заставить наблюдать и думать. Элиот Мур учил своих подопечных ставить эксперименты по определенному алгоритму. Именно по такой системе Шьямалан, специализирующийся на загадочных фильмах ("Шестое чувство", "Знаки"), поставил эксперимент над жителями восточного побережья Северной Америки, поместив их в крайне экстремальную ситуацию. Не знаю, осознанно ли режиссер пошел по пути европейской философии экзистенциализма, или индийские религиозные мотивы побудили его на переосмысление человеческого бытия, только фильм "Явление" сильно напоминает роман Альбера Камю "Чума" с его попыткой оправдать человеческое существование. Шьямалан, как когда-то Камю и Сартр, ставит человека в необычайно жесткие условия, которые дают возможность пересмотреть свои взгляды на жизнь и проявить себя в истинном свете. Кто-то будет пассивно ждать смерти, кто-то попытается скрыться в домах, заколотив ставни, и даже посчитает себя вправе убить нуждающихся в помощи подростков, почти детей, которые посягнут на нерушимость их жилища. И только те, кто будет пытаться бороться со злом, оправдают свое существование. И, соответственно, останутся жить к концу фильма. Хэппи-энд? Не совсем. Катастрофа нагрянула и сама отхлынула спустя сутки. Вероятно, это было только первое предупреждение. Было ли это, как утверждают ученые, биологической катастрофой и началом конца эры людей, или, как утверждают скептики, диверсией правительства страны, до конца фильма остается не ясным. Финал в Париже подтверждает первую версию, а значит, делает человека бессильным перед лицом трагедии. "Странно, что не в Москву перенесли финал", - раздавались голоса в зале. Но при такой концовке акцент был бы точно смещен ко второй версии и дал бы повод заговорить о чем-то вроде начала новой холодной войны. Шьямалану (подобно его герою, учителю Муру) было важно попробовать заставить людей думать самим, а не сваливать все по привычке на власти.
И все же хэппи-энд, пусть и в рамках одной семьи. Пережив страшные события, супруги Мур наконец обретают взаимопонимание и двоих детей.
Анастасия Персикова, InterMedia