"ДНИ И ОБЛАКА": В ПОИСКАХ РАБОТЫ

Показ социально-психологической драмы "Дни и облака" (Giorni e nuvole, Италия-Швейцария, 2007, режиссер — Сильвио Сольдини, в ролях — Маргарита Буй, Антонио Альбанезе, Джузеппе Баттистон) прошел в кинотеатре "Октябрь" в рамках конкурсной программы ХХХ ММКФ 27 июня.
Эльза и Микеле — счастливая супружеская пара. Она, искусствовед по образованию, хочет продолжить учебу, чтобы стать профессиональным реставратором. Ее муж Микеле, партнер судоходной компании, во всем потакает жене и сам в состоянии обеспечить семью. У них взрослая дочь, открывшая ресторан на деньги, которые отец дал ей для получения высшего образования. И все у них вроде хорошо, несмотря на мелкие неприятности: Микеле не очень нравится ухажер его дочери. Но однажды Микеле сообщает своей жене, что они не могут поехать в отпуск в Камбоджу, так как он уже два месяца безработный, и им придется сократить расходы — нет средств содержать приличную квартиру и домработницу. Эльза шокирована - а что еще можно ждать от женщины, которая привыкла жить в достатке и спокойствии? Впервые их семья столкнулась с настоящими трудностями, и Эльза даже говорит своему мужу: "Лучше б ты опять завел другую женщину, чем потерял работу".
Режиссер Сильвио Сольдини поднял в своем фильме одну из главных проблем современной Италии - безработица. Микеле в течение полугода пытается найти достойную работу, соответствующую его статусу, образованию и возрасту, но его никуда не берут. Он уже готов на все, лишь бы быть полезным семье, даже устраивается курьером развозить посылки - и за этим занятием его застает дочь. Впрочем, она воспринимает трудности, которые коснулись ее семьи, легче, даже мудрее матери. Пытается помочь, поговорить с отцом, но он чувствует себя униженным и излишне драматизирует события.
В принципе почти все два часа, что идет фильм, мы наблюдаем метания бедного Микеле в поисках работы и собственного "я", от чего в конечном итоге тянет зевать — особенно зрителей помоложе и тех, кто не переживал подобный опыт — возможно, в этом и кроется исток легкости восприятия трудностей дочкой Микеле. Главный герой сам себе мешает изменить свою жизнь. Ему хочется, чтобы все было, как раньше. Он не может понять, что это "все" теперь в прошлом, и не он, а жена является основным добытчиком в обнищавшей семье. Фоном для метаний Микеле служат зашедшие в тупик семейные отношения. Режиссер показывает, как люди себя ведут в подобных ситуациях - такое может случиться с каждым, и отличное понимание Сольдини этих проблем, похоже, говорит о том, что он испытал нечто подобное на собственном опыте. "От тюрьмы и сумы не зарекайся" - уже не раз было подмечено, что итальянцы по темпераменту очень похожи на русских. Хрупкая итальянская женщина, которая раньше жила припеваючи, сама справляется со всеми проблемами, перед которыми пасует ее муж. Будут ли ее мытарства продолжаться бесконечно или все-таки Эльза не выдержит и уйдет от мужа к своему богатому и обаятельному начальнику? Мораль фильма такова: семья и родные, близкие люди — это самое главное в жизни. И когда в семье царит любовь, взаимопонимание и уважение, то все остальное кажется таким мелочным, ничтожным - ведь с милым рай и в шалаше, главное, набраться терпения…
Казалось бы — типичное "фестивальное" европейское кино, занудно повествующее о семейных трудностях среднего класса. Но Сильвио Сольдини снял свой фильм настолько искренне и вместе с тем профессионально, с таким знанием реальной жизни, что в целом "Дни и облака" имеют право на существование и свою аудиторию. К тому же, нельзя не отметить хорошую игру актеров — не зря Маргарита Буй получила в итоге приз за лучшую женскую роль на XXX Московском кинофестивале.
Ирина Астахова, InterMedia

Последние новости