НА ГАБТ ПОДАЛИ ИСК ИЗ-ЗА МУЖЧИН, ОДЕТЫХ В ЮБКИ
"Скрябиниана" была поставлена Касьяном Голейзовским в ГАБТе в 1962 году. Восстановлен спектакль был весной этого года при участии художественного руководителя балетной труппы Алексея Ратманского и с костюмами Рустама Хамдамова. Балет показывали три дня в рамках проекта "Мастерская новой хореографии" в большом репетиционном зале. В 20-х числах апреля Флера Голейзовская, внучка хореографа, в интервью "Известиям" назвала восстановленный балет "вопиющим искажением авторского замысла". Она предупредила о готовящемся иске: "Мы обвиняем Большой театр в искажении авторского произведения и незаконном публичном показе. Администрация не только не имела разрешения показывать спектакль, но и получила письменный запрет". Алексей Ратманский тогда же объяснил "Известиям" позицию театра: "Наш спектакль - не коммерческий показ, а, скорее, - открытая репетиция, на которую не продавались билеты".
Камнем преткновения в постановке стало сценическое решение: по мнению наследников, костюмы и освещение противоречили замыслу Голейзовского, который еще в 1910-х годах обсуждал "светопартитуру" с самим Александром Скрябиным. Идея хореографа состояла в том, чтобы вывести танцоров на сцену в костюмах, "создающих иллюзию наготы". У Ратманского и Хамдамова участники спектакля одеты, по описанию "Коммерсанта", в "черные трусики и лифы, отливающие сатиновым блеском, черные шапочки, прикрывающие волосы. В некоторых номерах наряд дополняли газовые платья-накидки". Флера Голейзовская пояснила "Известиям", что ""рубить тела на куски" трусами и майками, одевать мужчин в юбки - это просто недопустимо!"