СТАНИСЛАВ ЕРШОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КИНОСТУДИИ ИМ. ГОРЬКОГО): "КИНОПРОИЗВОДСТВО У НАС ПОКА ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАНОВО-УБЫТОЧНОЙ ОТРАСЛЬЮ"
"Мы занимаемся дебютными и артхаусными, то есть фестивальными, фильмами. Дебютную программу развиваем совместно с нашим ближайшим соседом - ВГИКом. Так как студия у нас государственная, то дела должны вестись с учетом интересов государства. Если не помогать начинающим режиссерам, то в скором времени может случиться так, что некому будет кино снимать. Для фестивальных фильмов прокатный рынок в нашей стране маленький, однако фестивальные показы не только поддерживают имидж старейшей киностудии России, но при удачном стечении обстоятельств позволяют вернуть вложенные в производство деньги - продажей фильма на европейские телесети, выпуском релизов на DVD. При грамотном составлении бизнес-плана окупить фильм с бюджетом до двух миллионов долларов, используя внешний рынок, вполне реально. Нас с нашими доморощенными "блокбастерами" в мире не ждут. Зарубежного зрителя интересует серьезное российское кино".
(О "СВОЕМ" ЗРИТЕЛЕ)
"Наш зритель вообще не может найти свое кино. Мой любимый пример из советских времен: фильм "Пираты XX века" - производства, кстати, Киностудии Горького - в 1980 году посмотрело 87,6 млн. зрителей. А картину "Ирония судьбы. Продолжение" - 8,8 млн. Сегодня прокатом охвачено менее 3% россиян. А 3% в любой статистической модели - это уровень погрешности. Мы находимся в зоне шума. Это колоссальная проблема, уже переходящая, на мой взгляд, в трагедию государственного масштаба. Десятки миллионов зрителей лишены возможности смотреть кино. По данным 2007 года, у нас в стране было полторы тысячи экранов, в США - свыше 39 тысяч. В России в год 106 млн посещений кинотеатров, а в США - 1,4 млрд, то есть в 14 раз больше. Конечно, деятельность кинотеатров неразрывно связана с благополучием населения, но государство уже сейчас может обустроить свою киносеть, где стоимость одного билета на качественный кинопоказ не превышал бы 20-30 рублей. Уверен, что подобная социальная миссия увеличит кассовые сборы в несколько раз, а это, в свою очередь, позволит развивать киноиндустрию. Производство фильмов у нас пока является планово-убыточной отраслью деятельности".
(КАК ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ В КИНОПРОИЗВОДСТВЕ)
"Российскую киноотрасль можно сравнить со столом, у которого одна ножка отломилась. На трех он может стоять, но опасность падения очень велика. Крупные студии пока не приватизированы, они - собственность государства. Это первая особенность нашей киноотрасли. Вторая - деньги. Их на финансирование кинопроектов тоже выделяет государство. Частные инвестиции, безусловно, есть, но их объемы нельзя сравнить с государственными. И потом, частный инвестор, не получив прибыли после первого проекта, как правило, с разочарованием уходит, а государство устойчиво выполняет свои обещания из года в год. Третья опора - обучение и подготовка специалистов. ВГИК в Москве, ЛГИТМиК в Санкт-Петербурге тоже находятся на содержании у государства. И только та ножка, которая отвечает за кассовые сборы, то есть за кинопрокат, у нас является негосударственной. А логика жизни такова, что государство на нынешнем этапе должно вернуться в прокатную деятельность и начать строить свою сеть кинотеатров в регионах".
(ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ)
"Частный бизнес ведь шел в кинопоказ - строил кинотеатры, обустраивал в торговых центрах мультиплексы, потому что был быстрый возврат инвестиций. Сегодня уже понятно, что крупные города насыщены экранами. Бизнес тут же отреагировал - темпы развития замедлились. Частный инвестор не идет в небольшие города, а уж тем более в село. Так что рубеж в три тысячи кинозалов в стране будет достигнут не скоро. Потому, повторюсь, что на эту ситуацию должно оперативно отреагировать государство. Сегодня у него появился реальный шанс стать серьезным игроком на этом рынке. Коммерческим, а заодно и идеологическим. Как Студия Горького появилась на свет? Костромской купец Трофимов имел несколько кинотеатров в Москве. Когда началась Первая мировая война и было наложено эмбарго на иностранную продукцию, в том числе и на фильмокопии, стало нечего показывать. Так возникло киноателье "Русь", на базе которого и организовали после революции будущую Студию Горького. А в США производство фильмов стимулировала конкуренция в прокате. Государство в собственной сети сможет лоббировать прокат российского кино. Будет, по крайней мере, отклик на фильмы, которые снимаются в нашей стране с государственной поддержкой".
(О ПРИВАТИЗАЦИИ КИНОСТУДИИ ИМ. ГОРЬКОГО)
"Есть указ президента от 2002 года о приватизации, его никто не отменял. Каждый год Минэкономразвития объявляет списки предприятий, выставляемых на торги, рассматриваются все подготовленные бумаги, и принимается решение о переносе торгов на следующий год. В прошлом году мы даже не заметили процесса. Помню, в понедельник сообщили, что Студия Горького включена в список приватизации, а в пятницу той же недели мы узнали, что нас вновь вычеркнули. На текущей работе это не отражается, и ладно. В нынешнем году сообщение о торгах сопровождалось небольшим информационным шумом. 29 апреля прошло толковое совещание в Росимуществе, на котором вопрос обсуждался шире. В стране, кроме "Мосфильма", "Ленфильма", Свердловской киностудии и нашей, в регионах есть еще и 17 акционерных обществ - киностудий, акции которых принадлежат государству. Они также находятся в госсобственности, но средств для их развития нет. На данном этапе проводится аудит всех студий. Надо выяснить, существуют они на самом деле или только на бумаге. Иных ведь давно нет, а на их месте - торговые комплексы. Обсуждаются планы консолидации активов именно этих студий на основе базовых - федеральных. Но многие эту информацию восприняли прямолинейно - как объединение всех киностудий в некий холдинг, траст или кинокомбинат. Но как раз такое решение было бы стратегической ошибкой, потому что исчезнет конкуренция, и, как следствие, вырастут цены на услуги в кинопроизводстве, которые уже выше европейских. По нескольким перенесенным торгам понятно, что государство не хочет расставаться с акциями, хотя для обновления студии, считаю, можно было бы продать акции, оставляя за государством контрольный пакет. Один из аргументов противников приватизации: мол, снесут и построят гостиницы или офисы. Но смотрите: за прошлый год прибыль студии составила 40 млн рублей, в этом году будет в 2 раза больше. Так зачем, скажите, бизнесмену, купившему акции, сносить рентабельное, с внятной программой развития производство, мучиться со строительством и несколько лет ждать прибыли? Проще эти же деньги тратить на фильмопроизводство и получать в конце года дивиденды. К тому же на территории студии расположены и районная котельная, и электроподстанция. Желающему все сломать и строить свое придется еще решать многие коммунальные вопросы близлежащего района..."
(О НОВЫХ ПРОЕКТАХ СТУДИИ)
""Дом Солнца" Гарика Сукачева - о хиппи 70-х годов в СССР. Мы делаем этот фильм совместно с компанией "ХХ век Фокс" и Ялтинской киностудией. Картина получается мощная, с хорошими прокатными перспективами. Обсуждаем участие нашей студии в футуристической драме Владимира Аленикова и в экранизации романа Виктора Пелевина "Generation "П" (режиссер Виктор Гинзбург). Продолжим свое сотрудничество и со Светланой Проскуриной. Ее фильм "Лучшее время года" показывали в Роттердаме, Сеуле, Пезаро, Варшаве, Лондоне. Сейчас она пишет сценарий, поэтому не буду опережать события".
("Известия", 06.08.08)