"СУКИЯКИ ВЕСТЕРН ДЖАНГО": САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ
В раздираемой гражданской войной Японии небольшое местечко Юта переходит из рук в руки - то к белым, то к красным. Наконец оба отряда отъявленных, но нелепых головорезов устраивают штаб-квартиры в соседних домах и строят планы о победе друг над другом в битве за местное золото. КиЈмори (Сато), главарь красных хэйке из клана Тайра, видит себя героем войны Алой и Белой Розы, зачитывается Шекспиром и требует, чтобы его называли Генрихом. ісицунэ (Исейа), вожак белых гэндзи из клана Минамото, увлекается воинской практикой мононофу. Хрупкое равновесие нарушается появлением таинственного незнакомца (Ито), который предлагает свои услуги лучшего в мире стрелка группировке, готовой заплатить долю побольше. Но рассказ деревенской старушки Рурико (Момои) и прекрасная Сидзука (Кимура), ставшая жертвой войны кланов, заставят бродячего стрелка принять третью сторону.
Традиции спагетти-вестерна, перенесенные на японскую почву (сукияки-вестерн, изобретенный Миике термин, где сукияки — традиционное японское блюдо) и смешанные с самурайским боевиком, гремучая смесь цитат из "Джанго" Серджио Корбуччи, "За пригоршню долларов" Серджио Леоне и еще множества классических лент, которых не перечислил только самый ленивый кинокритик, наконец, Квентин Тарантино в одной из главных ролей (по сути, это камео, но в данном случае одно другому не сильно противоречит) — что может быть завлекательнее для современного киномана? Честно говоря, "я не специалист по этим гравицапам", поэтому решил было переложить почетную обязанность написать данную рецензию на "нашего чатланина", то есть кинокритика Анастасию Белокурову, которая разбирается в вестернах получше подавляющего большинства современных отечественных кинокритиков. На что незамедлительно получил короткое, как выстрел в лоб, письмо: "Это дурацкий фильм. Очень маньеристский". В результате оказалось, что это, в общем, наиболее точная и исчерпывающая рецензия. Собственно, прокатчики фильма рассуждают почти также, называя Миике "культовым халтурщиком", а его работу — кинокапустником. "Сукияки Вестерн Джанго" - по сути, пародия на спагетти-вестерны, своего рода "самый лучший фильм" (или, если угодно, "Казино "Рояль" 1967 года) для фанатов жанра и поклонников Тарантино. Пародия, при этом, крайне поверхностная и, в отличие от "Убить Билла" самого Тарантино (тоже смеси жанров и цитат), не несущая особого смысла и влюбленности в каждый персонаж и кадр. Миике пугает — а мне не страшно, Миике шутит — а мне не смешно. Хотя многие зрители охотно ржут, особенно при появлении в кадре забавно загримированного Квентина или сцены, в которой причмокивающими звуками намекают на то, что делает Сидзука со Стрелком. Справедливости ради нельзя не отметить, что профессионального мастерства Миике не занимать, и если смотреть фильм не всем так уж смешно (как некоторым, которым покажи Тарантино — как палец покажи), то уж во всяком случае достаточно любопытно и забавно, а в летнем российском прокате эта картина вообще выглядит своего рода жемчужиной. Не зря многие зрители встретили финальные титры восторженным улюлюканьем — как жители планеты Плюк концерт Гедевана и Владимира Николаевича со скрипкой.
Борис Гришин, InterMedia