"МУМИЙ ТРОЛЛЬ" - "8" ***
Маркетинговый ход с выпуском превью "Восьмерки" в качестве приложения к журналу "Афиша" полностью оправдал себя. К выходу полноценного номерного альбома те семь тогда анонимных, а теперь обретших названия песен стали восприниматься как неплохие знакомые. Это, впрочем, не отменяет неизбежной затянутости двойного диска из 21 композиции. Явно не стоит тащить в трек-лист всЈ, что ни сочинишь за год. "Болдинской осени" у Ильи Лагутенко не случилось, поэтому усекновение альбома на треть, а то и на половину песен пошло бы ему только на пользу. Тем более что, став двойником, диск "8" лишился обложки. То есть обложки у него две, и обе задние; на обеих музыканты корчат рожи различной эмоциональной окраски. С одной стороны, когда музыка исчисляется не в пластинках, а в гигабайтах, это не так уж и важно. С другой — все остальные признаки осмысленно составленного буклета здесь имеются, да и лидер "Мумий Тролля" всегда выступал за традиционные филофонические ценности. Так что обложка, получается, пострадала ни за что. Ну и выпускать пластинку 8 августа восьмого года — слишком популистский для "МТ" ход, хотя они и постарались отнестись к этому с юмором.
О представленной на альбоме музыке следует сказать следующее. "8" - это не "Морская", не "Икра", не "Шамора" и даже не "Меамуры". Никак не прорыв и не новый поворот. На обложку новой пластинки просится формула Евгения Гришковца "Я устал, но мне не надоело". "Тролли" продолжают не без удовольствия заниматься своим делом, да и мастерство не пропьешь, но дефицит куража чувствуется очень сильно. Нужно признать, что никакие устои эти ребята уже не подорвут — подорвали уже в свое время, хватит, чего уж теперь. Надежды, которые связывает с каждым новым альбомом "Мумий Тролля" отечественная музыкальная пресса, - это история не о группе, а скорее о журналистах, которым не с руки признаваться себе в том, что данный старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет. То, что рецензентам достает куража увидеть в песне "Проспали" чуть ли не политический манифест, а в фирменных лагутенковских двусмысленностях - намеки на "новую сексуальность", видимо, выдает в них неравнодушных людей, но не имеет отношения к реальному положению вещей.
Здесь, возможно, стоило перейти к ковырянию в каких-то удачных моментах диска и отметить, что в аранжировках "Мумий Тролль" не стесняется использовать заманчивую помесь серфа и диско, но при этом то и дело скатывается в какой-то романсовый декаданс а-ля земфировского "Спасибо", выделить особо прекрасные и провокационные фразы Лагутенко-текстовика и указать пару-тройку цепких мелодических фрагментов, которые впоследствии составят радиоисторию песен с восьмого альбома. А, еще можно написать, что, например, за рулем альбом воспринимается лучше, чем за рабочим столом. Но как-то не хочется. Как-то унизительно это выглядит применительно к группе, записавшей "Морскую" - пластинку, в которой и 12 лет спустя поди найди какие-нибудь слабые или хотя бы недостаточно наглые места! Да, "Мумий Тролль" хорошо играет, записывается и, кажется, знает, чего хочет. Но когда из 21 песни в голове после прослушивания продолжают играть дай бог полторы — о чем тут еще можно говорить? Разве что о переходе в ветеранскую лигу.
Алексей Мажаев, InterMedia