ФЕДОР БОНДАРЧУК: "ПОСЛЕ СЪЕМОК "ОБИТАЕМОГО ОСТРОВА" У МЕНЯ НАСТАЛ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА"
"У каждого свой метод работы. Я действительно хотел все сделать максимально рукотворным. Мир должен быть осязаемым, ощущаемым. Я не представляю себе фильма, где актеры во время съемок играют на синем фоне, на так называемом хромакее, - хоть ты тресни, я не сумею снять такой фильм".
(ОБ ОБРАЗЕ ФИЛЬМА)
"Образ сложился, и этот фильм - мир Стругацких по Бондарчуку. Конечно, в процессе подготовительного периода мы с концепт-дизайнером Кириллом Мурзиным, художником по костюмам Татьяной Мамедовой, художником-постановщиком Павлом Новиковым и, естественно, с моим постоянным соратником, оператором Максимом Осадчим проговаривали этот мир, прорисовывали его в эскизах. И, отправляясь в Крым, я уже примерно представлял себе, как будет выглядеть этот мир".
(О КРИЗИСЕ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА)
"Кризис среднего возраста настал после окончания съемок. Развалилось все: физическое здоровье, эмоциональное здоровье, я впал в глубочайшую депрессию. Это, наверное, было связано с огромным количеством усилий, затраченных на картину. Я все-таки не распределил силы правильно: одиннадцать месяцев съемочного периода, из них девять - проведенных безвылазно в экспедиции в Крыму, это громадный период времени! Пять месяцев съемочного периода "9 роты" показались просто приятным времяпрепровождением - по сравнению с той глыбой, которую я взвалил на себя сейчас".
(О СВОЕЙ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЕ)
"Часть группы перешла из "9 роты". Осветители, постановщики трюков, операторская группа - да все почти! Я тогда говорил, что у меня лучшая группа в стране и то же самое говорю про "Обитаемый остров". Так получилось, что вокруг меня собрались люди высокого профессионализма. И они прекрасно отдавали себе отчет, на что подписываются. Прекрасно понимали, что должны умереть на этой картине".
(СКОЛЬКО ПЛАТИТ СВОЕЙ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЕ)
"Это обычные деньги и чистый интерес. Все знают, что со мной легко работать. Я умею удовлетворить амбиции каждого. А они все жутко амбициозны. Каждого из них можно поставить в первый ряд и сказать: ты сегодня лучший, ты завтра лучший, ты послезавтра лучший и так далее".
(ОБ УСЛОВИЯХ СЪЕМКИ)
"Для меня съемочный период - это когда надо взять и уехать, отрезать от себя все ненужное, бытовое, семейное и погрузиться полностью в фильм. Надо вывезти всех, чтобы жили одной семьей, - это обязательное условие".
(БУДЕТ ЛИ ЕГО ФИЛЬМ АНТИУТОПИЕЙ)
"Я снимал приключенческий фильм и надеюсь, что он получился увлекательным. Но, конечно, антиутопическая тема романа для нас очень важна. Казалось бы, Стругацкие писали про тоталитарный режим в СССР - в стране, которой больше нет, и значит, все эти аллюзии должны были бы безнадежно устареть. Но получилось наоборот. Сейчас всем крупным державам, включая Америку, приходится выслушивать обвинения в тоталитаризме. Мир изменился - как изменилось и само понятие границ личной свободы. Я все понимаю: это ответ на угрозу террора, и не факт, что есть другой выход, но это все равно тоталитаризм! Это одна сторона медали. Другая сторона: наш прекрасный герой Максим, уверенный, что способен спасти несчастную планету, на которую он попал, эту иную цивилизацию, - он же на самом деле много бед там творит! Может быть, стоит признать право цивилизаций быть разными, даже если какие-то из них нам не нравятся? Я не знаю...У меня нет пока ответа... Очень актуальный на самом деле роман — "Обитаемый остров".
(КАКОЙ РЕАКЦИИ ЖДЕТ ОТ ЗРИТЕЛЕЙ)
"Очень меня это смущает. И, конечно, я об этом думаю. "9 рота" оказалась интересна, хотя никто на это не рассчитывал. Люди плакали на сеансах. "Обитаемый остров" - это не тот фильм, над которым надо плакать, это фильм, над которым надо задуматься. При том что, повторяю, мы снимали увлекательное приключенческое кино. Есть у нас зрители, способные задуматься, или нет - вот вопрос, на который мне очень хотелось бы получить утвердительный ответ".
("Известия", 17.09.08)