"КАМЕННАЯ БАШКА": МЕЧЕНОСЕЦ, ВИД СБОКУ **
Не счесть примеров того, как дети известных и успешных родителей теряют ощущение реальности и начинают думать, что они всего добились своими силами. В действительности же заниматься такие люди могут абсолютнейшей ерундой — успех в большинстве случаев гарантирован. По определению, внук Ельцина — миллионер. А вот сын Олега Янковского, к примеру — успешный режиссер. Однако успешный и хороший — отнюдь не синонимы. Мистическая картина Филиппа Янковского "Меченосец", прославляющая маньяка, убившего в числе прочих даже собственного отца — яркий пример того, что при серьезной рекламной поддержке "сделать кассу" может даже бездарный фильм.
Новая картина Янковского "Каменная башка" - практически тот же "Меченосец", по крайней мере, эмоционально. Общая атмосфера и внутренний мир героев будто срисованы под кальку, разница же состоит в том, что на этот раз главный герой — Каменная башка — боксер. Попав в аварию и потеряв жену, он почти полностью теряет память, продолжая жить скорее по инерции и бредить своей погибшей Катей, которая является ему лишь в проблесках памяти. Съев с утра залитый холодным молоком сухой доширак (как трогательно!), герой изо дня в день отправляется по привычке на тренировку. Но драться ему на самом деле нельзя, поскольку со здоровьем все плохо. Тем не менее, один злой мужик решает выставить его на бой против некого громилы по прозвищу "Кривуля", дабы в последний раз сорвать банк. Для того же, чтобы Каменная башка согласился перестать убиваться о погибшей жене и вышел на ринг, делец подсовывает ему проститутку, чтобы та выдала себя за Катю, ибо Башка все равно ровным счетом ничего не помнит.
Сыгравший главную роль Николай Валуев — действительно успешный и известный боксер, к тому же весьма неглупый человек. Но Янковский эксплуатирует лишь его устрашающую внешность, заставляя играть чуть ли не умственно отсталого. Причем не только после аварии, но и до — умом герой явно не блещет. Тем не менее, у него доброе сердце и крепкая башка, которая не раскалывается, даже если несколько раз ударить по ней со всей силы бейсбольной битой. За такие достоинства в боксера влюбится любая девушка, и засланная проститутка — не исключение. Но любовь любовью, а закончиться все должно по уже разработанному в "Меченосце" шаблону — герой погибает, ибо так жалостнее. В результате, выходя из зала, молоденькие девушки будут плакать, умиляясь тому, какой же все-таки Валуев хороший, хоть и страшный. А молодые люди наверняка оценят боксерские приемы Человека-горы. Так что коммерческий успех фильму, конечно, обеспечен. Но говорить о его художественной ценности можно с большой натяжкой. Хотя, справедливости ради, необходимо признать — "Каменная башка" все же лучше "Меченосца". Но этого еще не достаточно, чтобы назвать подобное штампованное кино хорошим.
Петр Давыдов, InterMedia