СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН: "Я ОТКРЫЛ ДО ЧЕРТОВОЙ МАТЕРИ ЗВЕЗД!"
"О любви! Это морская история, действие которой происходит на русском клипере. Он следует из Сан-Франциско в Гонконг и по пути берет на борт пассажирку русского происхождения. Вокруг нее и развиваются основные события. Я 40 лет мечтал об этой картине, потом даже забыл о своей задумке и вот, видимо, пришло время. Фильм "Пассажирка" снят по рассказу писателя Станюковича, которого я очень люблю. Жаль, что он сейчас забыт, хотя в свое время было экранизировано много его произведений. Достаточно назвать знаменитый фильм "Максимка".
(О ТРУДНОСТЯХ СЪЕМОК "ПАССАЖИРКИ")
"Пришлось полностью перестраивать парусник, на котором мы снимали. По сценарию действие разворачивается в XIX веке, а "Крузенштерн" - судно современное, поэтому нужно было "состарить" его на целых два века. Железо - он ведь металлический - закрыли красным деревом. Даже канаты все заменили! Несколько километров снастей, такелажа, потому что нынче это все цветное: красно-зеленое, синее. Совсем не такое, как раньше. Самое сложное - найти деньги! Кроме переделки "Крузенштерна" пришлось потратиться на аренду еще одного корабля, потому что группа не может жить на паруснике. Там могут разместиться два, от силы три человека, а в съемочной группе - 60. Горючее для двух кораблей стоило бешеных денег".
(ХОТЕЛ ЛИ ЕЩЕ ПОРАБОТАТЬ В ДЕТСКОМ КИНО)
"Я бы и хотел, но это бессмысленно, поскольку никто не покажет детское кино. Совсем недавно потратил полгода на детский фильм "Радости и печали маленького лорда" - сыграл там главную роль. Удиви-и-ительная картина, но никто ее не видел. Прокатчики не хотят ее крутить в кинотеатрах, потому что билеты должны быть дешевые, а это невыгодно. Телевидение отказывается демонстрировать детские фильмы, потому что в это время рекламу нельзя давать - замкнутый круг! Мы остались без детского кино, литературы, читаем "Гарри Поттера", а не Жюля Верна и Аркадия Гайдара. Ведь многие советские книжки НЕ устарели. Я лет десять назад устроил полную ревизию советской литературы: перечитал все, что меня восхищало в юности и детстве. Должен вам сказать, немало книг выдержало испытание временем: Катаев, Островский ("Как закалялась сталь"), даже "Педагогическая поэма" Макаренко. Я как-то купил трехтомник Гайдара. При всей моей ненависти к его внуку (смеясь) произведения деда оказались очаровательными. Хотел полистать книжку, лег на диван и... два дня не вставал с него. Читал с таким же увлечением, как в детстве!"
(ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ЕГО ЗРИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖЬ)
"Нет-нет-нет! Все, что я делаю, для них совершенно не интересно. Это "продвинутая публика", как они себя называют, хотя не читали ни одной книжки. Вот он сидит в зрительном зале, жрет поп-корн, посылает sms-ку, разговаривает по мобиле, уходит за пивом, возвращается... Что, он будет смотреть вот эту лабуду под названием "Пассажирка"?! Нет, конечно. Помню, еще при советской власти показывал в Киргизии, в маленьком занюханном городке, какой-то фильм. Директор кинотеатра говорит мне: "Учтите, у нас публика специфичная, школьники". Я вышел и стал говорить: "Дети, вы сейчас увидите фильм о Надежде Константиновне Крупской, соратнице Владимира Ильича Ленина". Зал затопал ногами и закричал: "Не надо Лени-и-ин, давай инди-и-ийский!" Сейчас не только в Киргизии, но и в Москве точно такой зритель. И в Америке тоже. Я и не рассчитываю на них. У меня есть своя публика (десятки миллионов людей, они ж никуда не делись), кого я называю советским зрителем".
(О ФИЛЬМАХ КОЛЛЕГ-РЕЖИССЕРОВ)
"С большим эстетическим наслаждением посмотрел "Двенадцать" Никиты Михалкова. Мы с ним не друзья-товарищи, но его фильм - настоящее произведение искусства. Мог бы назвать еще несколько картин, но в основном наше кино - это сплошное огорчение. Когда смотришь то, что строгают для широкого экрана, КРОВЬ СТЫНЕТ в жилах!"
(О ФИЛЬМЕ "ВЕРТИКАЛЬ")
"После института кинематографии мы с моим однокурсником Борисом Дуровым приехали на Одесскую киностудию, где я мечтал работать. Нам очень повезло - там как раз "горела" картина. Надо было выполнять план и сдавать пять лент в год, вот нам и предложили сценарий к фильму об альпинистах. Причем сценарий очень слабый. Мы прочли его и поняли, что переделка тут не поможет, но все равно схватились - когда нам еще представится возможность снять полнометражный фильм? Подумали и решили пойти на хитрость: сделать поэму о горах, об альпинизме. Пригласили Володю Высоцкого, а в качестве композитора взяли Соню Губайдуллину. Она сделала замечательную аранжировку песен Высоцкого. Это был успех! Картину посмотрел весь Советский Союз, вышла пластинка с песнями из фильма, а Высоцкий стал знаменитостью".
(КАКИХ ЕЩЕ ЗВЕЗД ОТКРЫЛ В КИНО)
"Ой, у меня таких до чертовой матери! Взять хотя бы суперпопулярных сейчас Влада Галкина и Марию Миронову, сыгравших у меня в "Приключениях Тома Сойера" Гекльберри Финна и Бэкки Тэтчэр. А еще Лариса Удовиченко, Станислав Садальский (Манька-облигация и Кирпич в "Место встречи изменить нельзя"). Режиссеры всегда гордятся не только хорошими фильмами, но и артистами, чьими крестными отцами стали в кино".
("Факты и комментарии", 26.09.08)