РАО НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ "ПОДАРИЛИ" АККРЕДИТАЦИЮ
Основной темой пресс-конференции была государственная аккредитация, которую РАО получило 12 августа в Росохранкультуре Министерства культуры РФ практически синхронно со своим 15-летием. Теперь, после аккредитации, которая была получена на безальтернативной основе, РАО может вступать от имени всех авторов, даже тех, которые не являются членами этой организации, и собирать для них авторские вознаграждения. Еще одним неоспоримым преимуществом аккредитации является то обстоятельство, что теперь у пользователей появилась полная ясность: куда нести деньги за использование авторских произведений — только в РАО, поскольку именно эта организация представляет на территории России интересы более 23 тысяч российских авторов, имеющих прямые договоры с обществом, и около миллиона их зарубежных коллег в соответствии с договорами о взаимном представительстве интересов с подобными обществами-партнерами из 56 стран. Российское авторское общество является единственным российским членом СИЗАК (Международная конфедерация обществ авторов и композиторов), которая объединяет более 200 авторских обществ в 114 странах мира.
Игорь Базилевский отметил, что главной задачей РАО является управление правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно. В соответствии с договорами, заключенными с авторами и иными правообладателями, РАО предоставляет пользователям лицензии на использование произведений в сферах публичного исполнения, при сообщении произведений в эфир и по кабелю, воспроизведении путем механической, магнитной записи, тиражировании произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и в иных сферах. РАО также оказывает содействие авторам в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе. РАО представляет законные интересы авторов и иных правообладателей в государственных и общественных органах и организациях, а также в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями-партнерами РАО — за рубежом.
Российское авторское общество является уникальной авторско-правовой организацией, объединяющей композиторов, авторов текстов, драматургов, сценографов, переводчиков, хореографов, художников, авторов произведений декоративно-прикладного искусства, аранжировщиков, ученых, а также авторов других категорий. За рубежом подобные организации называют обычно мультиобществами.
Основными функциями Общества являются сбор, распределение и выплата авторского вознаграждения за различные способы использования произведений. Главными принципами деятельности РАО являются открытость и прозрачность. Получив от правообладателей полномочия выдавать разрешения на использование произведений и осуществление сбора вознаграждения и его выплату, РАО постоянно работает над тем, чтобы создать наиболее эффективную систему реализации данных полномочий.
Одним из важнейших показателей работы Общества является объем сборов авторского вознаграждения. Сумма сборов авторского вознаграждения в 2007 году составила 1.533.674.000 рублей. Относительное увеличение годового объема сборов составило 23%. Не менее важным фактором является и ежегодное увеличение количества членов Общества. В 1993 году членами РАО были около 4 тысяч авторов. В настоящее время их уже около 20 тысяч. Кроме того, на договорной основе РАО управляет правами такой важной категории правообладателей, как музыкальные издатели. С музыкальными издателями в настоящее время заключено более 40 договоров. Структура аппарата РАО, соответствующая его основным задачам, постоянно совершенствуется и модернизируется, как и сеть филиалов и представительств Общества в субъектах Российской Федерации.
Олег Патрин остановился на работе Департамента сбора авторского вознаграждения и работы с филиалами (ДСФ). Данный департамент осуществляет предоставление пользователям лицензий на публичное исполнение произведений российских и иностранных авторов путем заключения с ними лицензионных договоров, которые определяют размер и порядок выплаты авторского вознаграждения. ДСФ также заключает лицензионные договоры на воспроизведение в печати произведений изобразительного искусства и договоры о выплате авторского вознаграждения за воспроизведение (тиражирование) в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства. ДСФ осуществляет контроль за функционированием филиалов и работой инспекторов (представителей) РАО, а также координирует их деятельность. В настоящее время в системе Общества действует 12 региональных филиалов, кроме того, РАО имеет сеть представительств (в Твери, Владимире, Сочи). Практически в каждом субъекте РФ работают представители-инспекторы РАО. Отдел координации работы филиалов ДСФ проводит обобщение и анализ сведений о сборах авторского вознаграждения филиалами и на основе этого анализа готовит соответствующие рекомендации по совершенствованию данной работы. Разработанные новые формы отчетности позволяют контролировать динамику роста сборов авторского вознаграждения и расходы РАО на содержание филиалов.
В ближайшие годы РАО планирует переоснастить все филиалы и представительства Общества современной оргтехникой и компьютерами. В настоящее время разрабатывается специальный программный комплекс, который объединит Центральный аппарат РАО и филиалы в единую сеть, что позволит получать оперативную информацию о поступлении авторского вознаграждения от пользователей. Кроме того, планируется сформировать единый реестр плательщиков авторского вознаграждения по различным категориям.
Общие сборы авторского вознаграждения за публичное исполнение составили в 2007 году 811.967.000 руб. Относительное увеличение сборов составило 29,1%. Самыми стабильными плательщиками авторского вознаграждения на протяжении многих лет остаются российские театры, выплаты которых в 2007 году возросли на 25,4%. Сфера так называемых "малых прав" также дает стабильный рост сборы, которые в 2007 году увеличились на 34,4 %. В целом, доля "малых прав" занимает в структуре общих сборов РАО 22,9%.
В 2007 году был ужесточен контроль за гастролями различных коллективов на территории всей страны. Разработана единая методика отчетности для филиалов, определены лица, персонально отвечающие за это направление, как в Центральном аппарате, так и в филиалах. Сведения, поступающие из филиалов, сводятся ДСФ в единую базу, благодаря которой можно провести мониторинг гастрольного тура конкретного коллектива или исполнителя, а также проверить правильность начисления авторского вознаграждения.
Особое внимание уделяется такой перспективной сфере, как предприятия общественного питания, сети ресторанов и кафе, использующие музыку. Всего на 1 января 2008 г. заключено 4078 таких договоров. Сборы с этой категории плательщиков в 2007 г. увеличились на 70%. За последний год также значительно улучшилась ситуация со сбором авторского вознаграждения с предприятий торговли, использующих произведения для озвучивания торговых площадей. Всего заключено 399 лицензионных договоров, из них в 2007 г. — 348.
Продолжается работа по лицензированию дискотек, сборы по которым в прошлом году выросли на 60,2 %. РАО продолжает планомерную работу с кинотеатрами, и эта работа дает свои результаты — в настоящее время заключено 327 договоров о выплате кинотеатрами авторского вознаграждения, и объем сборов за этот вид использования произведений увеличился в 2007 г. на 33,4%.
Еще одним крупным подразделением Общества, обеспечивающим сборы авторского вознаграждения, является Департамент радио и телевидения, который занимается лицензированием теле- и радиовещательных компаний. Данная сфера всегда была одной из приоритетных для РАО. В 2007 году РАО имело 1460 лицензионных договоров с телерадиовещательными компаниями: с ТВК — 594 договора, с РВК — 689, с КТВ — 169, КРВ — 8. В настоящее время РАО работает над совершенствованием системы контроля за надлежащим исполнением пользователями условий лицензионных договоров, в том числе путем осуществления проверок с привлечением аудиторских компаний. При нарушении сроков выплаты вознаграждения пользователи выплачивают пени, а при отказе от выполнения обязательств по лицензионным договорам авторское вознаграждение взыскивается с них в судебном порядке. Для Общества остается достаточно напряженной сферой сбор авторского вознаграждения с кабельных операторов, однако в прошлом году удалось продвинуться вперед, и сборы по кабельному телевидению выросли на 197,2%.
Для наиболее полной защиты интересов авторов при использовании их произведений в Интернете, в мобильных телефонах, в сфере механической записи в РАО создано специальное подразделение — Лицензионный департамент. В настоящее время РАО заключило 29 лицензионных договоров об использовании произведений в качестве мелодий для мобильных телефонов и 5 соглашений с компаниями — владельцами Интернет-сайтов. Лицензирование использования произведений в Интернете продвигается пока крайне трудно, и связано это, прежде всего, с теми сложностями, которые существовали в данной области до 1 января 2008 г., когда псевдоорганизации по коллективному управлению осуществляли выдачу разрешений на использование произведений в Интернете от имени неопределенного круга лиц. Есть основания надеяться, что с вступлением в силу нового законодательства ситуация в области лицензирования использования произведений в Интернете нормализуется, и РАО сможет сделать "рывок" и в данном направлении. Общее увеличение сборов авторского вознаграждения в данной области в 2007 г. составило 22,7%.
На сегодняшний день РАО заключен 121 договор со звукозаписывающими компаниями. На основании указанных договоров было выдано: на использование произведений на CD (в среднем содержит 20 произведений) — 2186 разрешений, на использование произведений на МР3 (в среднем содержит 100 произведений) — 368 разрешений, на использование произведений в караоке — 59 разрешений. Доля сборов авторского вознаграждения за воспроизведение произведений путем механической записи в прошлом году в общей структуре сборов немного выросла — с 2,8% до 3,2%, и общее увеличение сборов составило 42,1%.
Людмила Максимова отметила, что РАО уделяет большое внимание вопросам защиты интересов авторов. В 2007 году увеличилось количество инициированных РАО конфликтных дел: их было 904, из которых 340 - судебные дела. РАО максимально открыто к переговорам с пользователями и, если имеется возможность, всегда стремится разрешить конфликтные ситуации "мирным" путем, для того, чтобы авторы как можно быстрее получили причитающееся им вознаграждение. В тех случаях, когда достигнуть соглашения не удается, дела передаются на рассмотрение в судебные органы. К сожалению, знания судей общей юрисдикции в области авторских прав не всегда бывают достаточными, и поэтому нашим юристам порой приходится проводить своеобразный "ликбез" для судей. Подавляющее большинство судебных дел заканчивается вынесением решения в пользу авторов, а в тех случаях, когда решение отрицательное, РАО обжалует его во все судебные инстанции. Ситуация в отношении инициаторов возбуждения конфликтного производства постоянно меняется. Если раньше это были преимущественно авторы, в настоящее время в подавляющем большинстве случаев инициатива возбуждения конфликтных дел исходит от РАО. Кроме того, РАО всегда готово оказать и оказывает авторам индивидуальную правовую помощь в случае поступления от них заявлений по вопросам, выходящим за рамки коллективного управления правами. Помимо ведения конфликтных и судебных дел, юридическая служба РАО проводит значительную консультационную работу, при этом консультации оказываются как авторам и правопреемникам авторов, так и пользователям, что во многих случаях помогает предотвращать нарушения авторских прав.
Одной из важнейших задач Общества является оптимизация работы по распределению собранного авторского вознаграждения. В настоящее время РАО завершает масштабный проект по разработке и внедрению нового программного комплекса. Специально для этих целей привлечены специалисты в области программирования, которые изучили требования Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК), провели необходимые консультации с коллегами из авторско-правовых организаций СГАЕ (Испания), СУИСА (Швейцария), САСЕМ (Франция) и СТИМ (Швеция).
Для обеспечения защиты интересов российских авторов за рубежом РАО работает над постоянным увеличением количества соглашений о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями. В настоящее время действует 164 таких соглашения со 106 авторскими обществами 65 стран мира. По договору с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) РАО осуществляет подготовку персонала для авторских обществ стран-членов СНГ, принимает участие в работе комитета по авторскому праву ЮНЕСКО. По мнению ВОИС, РАО является базовой организацией для внедрения европейских стандартов охраны прав авторов на территории СНГ.
В РАО обеспокоены увеличивающимся дисбалансом в выплатах собранного в России авторского вознаграждения для зарубежных авторов и поступлений из-за рубежа для российских авторов. За прошедший год доля поступлений от зарубежных партнеров Общества снизилась в общей структуре сборов с 7,7% до 6,7%, при этом относительное увеличение сборов составило 5,9% в основном за счет поступлений из стран СНГ (рост на 11,8%). Выплаты авторского вознаграждения Обществом иностранным авторам (за исключением авторов стран — членов СНГ) увеличились за прошедший год на 11,3%, а поступления для наших авторов из-за рубежа сократились на 9,6 %. Всего за использование произведений российских авторов за рубежом в Общество поступило 102.294.000. руб.
Специально для авторов и пользователей в 2003 году был открыт сайт РАО в Интернете (www.rao.ru), с помощью которого все заинтересованные лица могут получить необходимую информацию о деятельности Общества. В начале прошлого года РАО в соответствии с требованиями ГК разместило в Интернете реестр правообладателей. Специальная страница этого сайта посвящена розыску авторов, которые по каким-либо причинам не зарегистрировались в РАО.
В неформальной обстановке корреспонденту IntertMedia сообщили, что авторов, получающих в год миллион рублей и больше за свои произведения, в РАО чуть больше сотни, что составляют менее половины процента из более чем 20 тысяч авторов.